«Это не шутки, мы встретились в маршрутке»

 

 

С конца мая на государственном портале (https://regulation.gov.uz/uz/document/3394) для всеобщего обсуждения представлен проект постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении Стратегии инвестиционной политики Республики Узбекистан до 2025 года  ID-3394» подготовленный Министерством экономики и промышленности Республики Узбекистан.

Как приложение к проекту постановления представлена сама Стратегия, руководствоваться которой, при ее утверждении, правительство нашей страны планирует до 2025 года, как это следует из названия самого документа.

В целом, разработка и принятие правительством страны Стратегии развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу является достаточно широко признанным и весьма широко используемым инструментом в зарубежной практике государственного управления. Так называмые visioning – разработка видений, долгосрочных стратегий развития страны, это стратегия консолидации внутреннего потенциала развития нации, завоевания лучшего места для страны в структуре мировой экономики и в международных процессах развития.

При знакомстве с представленным документом, у меня, к сожалению, не возникло ощущения и уверенности в том, что разработчики проекта ясно понимают для чего необходимо разрабатывать и принимать такие документы, но что хуже всего, уже принятые государством и вступившие в силу нормативно-правовые акты говорят о том, что у нас нет этого самого «видения», то есть понимания того, какую экономику мы строим, какие у нас амбиции, и кем мы хотим стать в среднесрочной и долгосрочной перспективе, какие у нас драйверы развития – точки роста, которые обеспечат наше процветание в перспективе, в чем наши ключевые конкурентные преимущества, как обеспечить реализацию наших конкурентных преимуществ, какие предполагается использовать механизмы развития экономики и привлечения инвестиций.

Иными словами, долгосрочный стратегический документ должен определять: текущее положение и предполагаемые вызовы и угрозы, «нарисовать» желаемое будущее в конкретных количественных и качественных характеристиках, а также определить путь продвижения вперед, чего не видно из опубликованного проекта документа.

При этом, при разработке документа не было необходимости что-то изобретать, есть целый ряд документов международных организаций, таких как ОБСЕ (https://www.osce.org/ru/eea/19769?download=true), ПРООН (http://www.uz.undp.org/content/uzbekistan/ru/home/library/poverty/looking-beyond-the-horizon-guidelines-and-best-practices-in-formulating-national-visions.html) и других, которые в своих рекомендациях дают полное представление о том, что такое национальное видение и национальная стратегия развития экономики, рассказывают об этапах формирования делового климата, повествуют о стимулах по успешному привлечению иностранных инвестиций для развития страны.

При этом приводятся примеры наиболее успешной практики тех стран, которые в последние годы добились значительного прогресса в улучшении своего инвестиционного климата и обеспечения экономического развития.

Вместо изучения международного опыта и его использования с учетом наших национальных особенностей для разработки модели «большого толчка», которую успешно претворили и продолжают претворять в жизнь такие азиатские страны как Сингапур и Малайзия, Министерством экономики и промышленности готовится Стратегия инвестиционной политики страны до 2025 года, по стилю и содержанию (обо всем и ни о чем) напоминающая больше «плач Ярославны», а не правительственный документ, призванный мобилизовать национальные ресурсы для решения стратегических задач по экономическому и социальному развитию государства, сохранению его суверенитета и целостности, его конкурентоспособности и процветанию.

Зато мы создаем «группу содействия иностранным инвесторам», состоящую из 10 человек, представляющих различные государственные ведомства, что априори исключает согласованность действий членов этой группы, к тому же не обладающих властными полномочиями.

Так, согласно Постановлению президента № 547 от 02.07.2019 г., «группа содействия иностранным инвесторам осуществляет деятельность на основе графика в круглосуточном режиме (посменно) в установленном законодательством порядке (в каждой смене по два работника) в административном здании Международного аэропорта г. Ташкента им. Ислама Каримова. При этом часть Группы содействия иностранным инвесторам (2 работника дневной смены) размещается в здании Министерства инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан».

Дело даже не в том, что аэропорт, где люди улетают и ограничены по времени пребывания в нем, или только что прилетели и торопятся в гостиницу, чтобы отдохнуть с дороги, не лучшее место для общения. И не в том, что знакомство в общественном транспорте или на вокзале считается моветоном.  А в том, какую пользу может принести смена из 2-х человек в аэропорту (другие 2 в здании министерства), остальные отсыпаются, для формирования положительного инвестиционного имиджа Узбекистана? Представляется большой загадкой, как вообще можно выделить из пассажиропотока, кто инвестор, а кто просто прилетел плов покушать?

На мой взгляд не постороннего человека, живущего в стране и заинтересованного в ее развитии и процветании, принимающим решения необходимо задуматься о том, что лимит времени на разработку и утверждение успешной, именно успешной, стратегии развития страны на долгосрочную и среднесрочную перспективу уже исчерпан. Кредит доверия действующей власти уменьшается с каждым днем, особенно в условиях непрекращающихся скандалов с нарушением прав собственности в связи с незаконными сносами и злоупотреблением властью чиновниками на местах.

По мнению международных экспертов, Узбекистан с его преимущественно молодым населением и перенасыщенностью трудовыми ресурсами имеет в запасе 3-5 лет до получения первых положительных результатов от начатых экономических реформ, иначе, невостребованный трудовой потенциал может превратиться в протестный.

Хочется надеяться, что руководство страны это понимает и сделает все возможное для разработки, при участии признанных международных специалистов с мировым именем, успешной Стратегии экономического развития страны и привлечения в страну инвестиций, которые послужат ее процветанию и которой можно будет гордиться!

Что же касается опубликованного проекта Стратегии, раз уж с него начал, хотелось бы задать только один простой вопрос тому руководителю, кто будет ее утверждать! Дал бы он сам денег под такую стратегию?

Я бы не дал и не знаю того, кто бы это сделал!

 

С.И.Веренин, Управляющий партнер

Адвокатской фирмы «S.VERENINS LEGAL GROUP»

Координатор проекта «INVEST IN UZBEKISTAN»

www.investinuzbekistan.org