Новая роль

Постановлением Президента от 13.04.2018 г. № ПП–3666 вводится обязательное общественное обсуждение проектов нормативно-правовых актов на портале СОВАЗ и согласование вносимых Президенту и Кабинету Министров проектов с Министерством юстиции.

С 1 мая 2018 года начнут действовать обновленные правила по работе с проектами нормативно-правовых актов.

Во-первых, на Едином портале интерактивных государственных услуг (СОВАЗ) теперь будут размещаться все проекты нормативно-правовых актов (далее – НПА).

Ранее постановлением Кабинета Министров от 2.12.2014 № 328 такое обсуждение было определено обязательным только по проектам, воздействующим на осуществление предпринимательской деятельности. Оно проводится до согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами. При этом конкретные критерии для размещения проекта на портале СОВАЗ были приведены в пункте 4 Положения о порядке оценки воздействия разрабатываемых проектов и принятых нормативно-правовых актов на предпринимательскую деятельность через Единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан.

Во-вторых, проекты НПА вносятся в Кабинет Министров и аппарат Президента только при наличии заключения Министерства юстиции о целесообразности их принятия по итогам правовой экспертизы. При этом правовая экспертиза проектов НПА осуществляется министерством после их согласования с заинтересованными организациями, а также повторно при изменении концептуальных положений проекта в структурных подразделениях аппаратов Кабинета Министров и Президента.

Ранее Регламентом Кабинета Министров Республики Узбекистан (прил. к постановлению Кабинета Министров от 14.02.2005 г. № 62) и Регламентом аппарата Президента Республики Узбекистан (прил. к постановлению Президента от 28.07.2017 г. N ПП–3161) уже предусматривалась такая экспертиза. Однако она не была обязательной после переработки проекта в аппаратах Кабинета Министров и Президента.

При этом заключение Министерства юстиции не обязательно должно быть положительным для внесения проекта НПА на рассмотрение либо его принятия (в отличие от проектов НПА органов государственной власти на местах, см. ниже).

В-третьих, органам государственной власти на местах фактически запретили принимать нормативно-правовые акты, по проектам которых территориальные органы юстиции не дали своего положительного заключения.

Согласно Инструкции о порядке подготовки, юридико-технического оформления и проведения правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов, принимаемых органами государственной власти на местах (на государственном языке) проведение такой экспертизы и ранее было обязательным. Однако ее результаты не ограничивали местные Кенгаши народных депутатов и хокимов в принятии решений нормативно-правового характера.

В-четвертых, министерства и ведомства могут принимать ведомственные нормативно-правовые акты, если законодательными актами, указами, постановлениями и распоряжениями Президента, постановлениями Кабинета Министров им были предоставлены полномочия по принятию соответствующего нормативно-правового акта или правовому регулированию конкретных общественных отношений.

Ранее такое понимание компетенции министерств, государственных комитетов и ведомств содержалась в Правилах подготовки и принятия ведомственных нормативно-правовых актов, утвержденных самим министром юстиции (рег. № 2565 от 28.02.2014 г.).

Кроме того, с 1.01.2019 года на территории Узбекистана прекращается действие ведомственных общеобязательных актов, принятых до 17.06.1993 года и незарегистрированных в Министерстве юстиции, в т.ч. ведомственных актов бывшего СССР.

Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 14.04.2018 г.

Подробнее: https://www.norma.uz/novoe_v_zakonodatelstve/ministerstvo_yusticii_poluchilo_klyuchevuyu_rol_v_rabote_nad_proektami_npa