О юрисконсультах

Поддержка юрисконсультов Президентом

Как отметил наш Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ, соблюдению законодательства способствуют юридические службы государственных органов и организаций, осуществляющие нормотворческую, договорно-правовую и претензионно-исковую работу.

Вместе с тем, деятельность юридических служб продолжает оставаться недостаточно эффективной, поскольку ее работники не обладают действенными полномочиями, необходимыми для предотвращения нарушений закона и своевременного по ним реагирования.

Отсутствуют порядок создания юридических служб, нормативы и критерии определения их штатной численности, которые не позволяют обеспечить рациональное определение организационно-штатной структуры юридических служб в различных государственных органах и организациях.

Юридическими службами не налажена эффективная работа по изучению и обобщению правоприменительной практики, подготовке предложений по совершенствованию законодательства. 

Работа в данной сфере сводится к принятию мер по устранению недостатков и нарушений, выявляемых правоохранительными и контролирующими органами.

Уровень материального обеспечения работников юридической службы не способствует привлечению в данную сферу квалифицированных специалистов с высшим юридическим образованием и практическим опытом, что отражается на качестве работы юридических служб.

 В целях дальнейшего укрепления законности в деятельности государственных органов и организаций, последовательного усиления роли и ответственности юридической службы в проведении демократических и правовых реформ:

 Опубликовано постановление Президента от 19.01.2017 года «О мерах по коренному совершенствованию деятельности юридической службы».

Глава государства отметил недостатки в существующем положении дел:

  • низкую эффективность деятельности юридических служб по предупреждению нарушений законности и своевременному принятию по ним мер из-за отсутствия у работников юридических служб достаточных и действенных полномочий;
  • отсутствие возможности обеспечить объективное определение штатных единиц юридической службы в различных государственных органах и организациях из-за отсутствия порядка организации деятельности юридической службы, норм и критериев для определения ее штатных единиц;
  • неэффективную организацию деятельности юридических служб по изучению и обобщению правоприменительной практики, разработке предложений по совершенствованию законодательства, ограничение их деятельности в данном направлении принятием мер по устранению недостатков и нарушений законодательства, обнаруженных правоохранительными органами;
  • наличие препятствий по привлечению на работу в юридическую службу специалистов с высшим юридическим образованием и практическим стажем работы из-за недостаточного уровня материального обеспечения ее работников.

Определены 5 основных направлений деятельности юридических служб 

В государственных органах и организациях юридическая служба осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям:

1) организация обеспечения верховенства закона и законности в деятельности государственных органов и организаций;

2) осуществление контроля за соответствием законодательству разрабатываемых (принимаемых) государственными органами и организациями проектов нормативно-правовых и иных актов;

3) участие в нормотворческой деятельности государственных органов и организаций, координация работы их структурных подразделений по разработке предложений, направленных на совершенствование законодательства;

4) повышение правовой культуры и правовой грамотности работников государственных органов и организаций, доведение до них содержания принимаемых нормативно-правовых актов, в т.ч. с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

5) ведение договорно-правовой и претензионно-исковой работы, обеспечение доверительной защиты имущественных и иных интересов государственных органов и организаций.

Чем поможет государство

Будут в обязательном порядке созданы юридические службы во всех государственных органах и организациях, включая их территориальные подразделения, на основе установленных Кабинетом Министров минимальных норм и критериев определения штатной численности работников. При этом не будет допущено сокращение имеющихся штатных единиц.

На работников юридических служб государственных органов и организаций распространили порядок присвоения классных чинов работников органов и учреждений юстиции, а также выплаты им надбавок за выслугу лет. При этом расходы по производству соответствующих выплат будут покрываться за счет самих государственных органов и организаций.

Напомним, согласно Положению о классных чинах работников органов и учреждений юстиции Республики Узбекистан (утв. ПКМ № 93 от 29.03.2011 г.) им присваиваются классные чины от юриста 3-го класса до действительного государственного советника юстиции. Надбавки за выслугу лет и доплаты за классные чины введены постановлением Кабинета Министров от 9 июля 1993 года № 343. Размер доплат за выслугу лет составляет 5–30% от должностного оклада.

При переходе работника юридической службы на работу в другие государственные органы, включая правоохранительные и контролирующие органы, за ними сохраняется стаж работы для получения надбавок за выслугу лет и доплат за классные чины.

Проработавшие 3 года в качестве юрисконсульта лица смогут сдавать квалификационный экзамен для получения статуса адвоката без прохождения стажировки в адвокатском формировании. В свою очередь, государственные органы и организации получили право привлекать к деятельности юридических служб адвокатов на договорно-правовой основе.

Также установлено, что работники юридической службы ежеквартально премируются в размере 5% от суммы, взысканной в порядке досудебного и судебного урегулирования споров в пользу государственного органа и организации, но не более 50 МРЗП.

Какие профессиональные требования будут предъявлять

Повышение квалификации работников юридических служб государственных органов и организаций  станет осуществляться не реже 1-го раза в 3 года. С этой же периодичностью они будут проходить аттестацию соответственно в Министерстве юстиции и его территориальных органах.

Ранее повышение квалификации и аттестация проводились раз в 5 лет.

Вопросы назначения и освобождения от должности работников юридической службы государственных органов и организаций в обязательном порядке согласовываются с органами юстиции.

Ранее с органами юстиции согласовывали кандидатуры на должности юрисконсультов хокимиятов.

При этом органы юстиции получили право инициировать вопрос возбуждения дисциплинарного производства в отношении работников юридических служб и руководителей государственных органов и организаций, допустивших нарушения требований законодательства, регулирующего деятельность юридических служб.