Нужны ли векселя Узбекистану?

 

  

 

«Хочешь накормить человека на день — дай ему рыбу!

Хочешь накормить его надолго — дай ему удочку!»

Китайская мудрость

 

Пандемия коронавируса стала тяжелым испытанием для народов всего мира. В новейшей истории человечество еще не сталкивалось с такой кризисной ситуацией.

Хотя победа над вирусом еще не близка, и в приоритете – решение насущных задач здравоохранения и поддержание хоть какой-то стабильности, необходимо уже сейчас попытаться заглянуть в будущее, постараться понять, с какими проблемами столкнется финансовая и банковская система страны в условиях остановки деятельности предприятий, сокращения и прекращения деловой активности большинства отраслей экономики, а также неизбежного кризиса неплатежей в экономике страны в пост карантинный период.

Важно не только понять, какие проблемы ожидают экономику страны в ближайшем будущем, но также разработать план и определить меры по минимизации потерь и преодолению неизбежных трудностей.

По мнению многих специалистов, одним из решений по ослаблению финансового кризиса может является такой инструмент как вексель, применение которого:

— ослабляет проблему посткризисных неплатежей;

— дает возможность быстрого расчета за товары и услуги без кредитного обременения;

— за счет унифицированной процедуры составления векселя позволяет избежать серьезной потери времени прохождения и получения платежа;

— позволяет планировать поступление платежей;

— при острой нехватке у участника вексельного оборота наличности, дает возможность продать или заложить вексель, уступив определенный процент-дисконт.

— в случае нарушения прав кредитора как участника вексельного обращения, применение в обороте векселя позволяет в рамках упрощенной судебной процедуры быстро и эффективно защитить нарушенные права и взыскать долг.

Вексель как таковой является одним из самых старых финансовых инструментов. Среди прототипов векселя следует отметить «синграфы» и «хирографы», возникшие в древней Греции и позаимствованные Римской империей.

Первые формы векселя в его нынешнем понимании появились в Италии в ХІІІ-ХІV веках. Вследствие этого, большинство терминов, связанных с векселями (индоссамент, аваль), имеют итальянское происхождение.

Благодаря своей гибкости и удобству вексель быстро распространился по Европе. Увеличение объёмов вексельных операций потребовало законодательного закрепления сложившихся обычаев делового оборота, и в 1569 году в Болонье был принят первый вексельный устав.

Мусульманскому миру давно уже были известны такие кредитные инструменты как «сафтаджа» и «хавала». Ряд современных знатоков исламского права считает даже, что вексель как финансовый инструмент в Европе возник под влиянием и по образу «заемных писем», используемых мусульманскими купцами.

В России вексель появился в начале XVIII века благодаря развитию торговых отношений с германскими княжествами. Поэтому русское слово «вексель» происходит от нем. Wechsel — обмен, переход. На основе германского вексельного законодательства был написан первый российский Вексельный устав 1729 года. Однако прямое заимствование зарубежных норм, имеющих свои на тот момент специфические особенности, не отвечало требованиям российской действительности. Например, наиболее детально уставом регулировались вексельные отношения, связанные с переводом денежных средств (форма переводного векселя), в то время как в России наибольшее распространение получила практика использования векселей для оформления займов (форма простого векселя).

Особое развитие вексельное обращение в Российской империи получило после принятия в России Вексельного устава, который был утверждён 27 мая 1902 года. Устав определял вексель как «совершенно независимое от предыдущих соглашений обязательство векселедателя о доставлении первому приобретателю или последнему векселедержателю в известный срок известной суммы денег».

Именно по Вексельному уставу 1902 года осуществляли операции с векселями российские банки в Туркестане, частью которого являлась большая территория нынешнего Узбекистана.

Как утверждает Вестник Санкт-Петербургского Университета за 2019 (т.11.вып.3, стр. 267-268), «самым крупным банком в Центрально-азиатском регионе, который имел разветвленную сеть филиалов (13 филиалов) по всей Центральной Азии, считался Русско-Азиатский коммерческий банк (до 1910 г. — Русско-Китайский банк)».

«Андижанский филиал Русско-Азиатского банка был основан в 1909 г. Отделение располагалась в доме братьев Арифходжаевых (до 1916 г.)… Отделение в основном финансировало местные фирмы и купцов-экспортеров, пыталось развивать товарно-комиссионную продажу. С каждым годом росли обороты банка при начальном капитале 2–2,5  млн  руб. … Основными операциями Андижанского филиала были учет векселей и ссуды под векселя. Рассмотрим основные операции Андижанского филиала (на 03.10.1915  г.): учет векселей с двумя подписями — 342 тыс. руб., опротестованные векселя — 4 тыс. руб., ссуды срочные под процентные бумаги гарантированные — 19 тыс. руб. и под негарантированные бумаги  — 2  тыс.  руб., ссуды под товары  — 10  тыс.  руб., ссуды под товарные документы — 20 тыс. руб., ссуды под онкольные процентные бумаги — 2 тыс. руб., ссуды под векселя с двумя подписями — 1 млн 300 тыс. руб. и пр. Всего 2 млн 146 тыс. руб. …. Средняя ставка по онколю составляла 8,65 % плюс трехмесячная комиссия …. Учет векселей 4–5 % годовых составлял основную операцию Андижанского отделения. Фактически все учтенные векселя принадлежали хлопковым фирмам и местным скупщикам хлопка. Вексельных кредитов на 03.10.1915 г. было 230, на сумму 2 205 500 руб. … в банке преобладал учет векселей на сумму до 5 тыс. руб.».

Российский вексельный устав 1902 года просуществовал до Октябрьской социалистической революции 1917 года. Декретом Совета Народных Комиссаров от 11 ноября 1917 года был объявлен двухмесячный мораторий на осуществление вексельных платежей, а также вексельных протестов. В дальнейшем обращение векселей на территории РСФСР было в значительной степени сокращено.

После тяжелых лет гражданской войны, страна, переживая голод и разруху, приняла решение о переходе к Новой Экономической Политике (НЭП). В 1922 году было принято Положение о векселях, в соответствии с которым кооперативам и банкам разрешалось выдавать и принимать к учёту (выкупу) векселя, а также использовать их для оформления кредитных операций.

Вексельное законодательство России в настоящее время составляют Федеральный закон от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе» и «Положение о переводном и простом векселе», утверждённое Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г. № 104/1341. Указанное Положение является дословным переводом текста Единообразного закона о переводном и простом векселе (ЕВЗ), утверждённого Женевскими вексельными конвенциями 1930 г. 

После перерыва, обращение векселей было восстановлено в России с введением в действие Положения «О применении векселя в хозяйственном обороте РСФСР», утвержденного Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 г. № 1451-1.

В период развала административно-командной системы управления экономикой, во время фактического коллапса самой экономики России 90-х, обусловленного и кризисом неплатежей, вексель в России становится одной из самых популярных ценных бумаг и массово используется в оформлении широкого спектра отношений – в банковском кредитовании, поставках, расчётах.

Векселя, не только в кризисное время, но и в периоды подъема экономики широко используются как в сфере международных расчетов, так и в расчетах внутри стран с успешной рыночной экономикой. Во Франции треть сделок с отсрочкой платежа внутри страны оформляется векселями. В ФРГ учет векселей и ломбардные ссуды позволяют Бундесбанку успешно регулировать денежную массу в обращении. На американском континенте вексель широко используется для оформления внешнеэкономических сделок

В Республике Узбекистан уже как в независимом государстве вексельное обращение имеет свою историю.

В начальный период становления государства, когда были фактически разорваны хозяйственные связи между республиками бывшего СССР и сильно упало производство, остро ощущалась нехватка продовольствия и появился дефицит самого необходимого, руководством страны были приняты меры по борьбе с масштабным кризисом, остановкой предприятий и фактическим прекращением расчетов за продукцию.

Усилия по подготовке фундамента для становления своей финансовой и банковской системы, в условиях выхода из рублевой зоны и введения национальной валюты, были направлены прежде всего на преодоление кризиса неплатежей.

В сложной экономической ситуации в 1995 г. в Узбекистане в обращение были введены векселя.

Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 204 от 02.06.1995 г. «О применении векселей в народном хозяйстве Республики Узбекистан» «в целях ускорения расчетов в народном хозяйстве, укреплении платежной дисциплины, повышения финансовой ответственности хозяйствующих субъектов» ввело «в хозяйственный оборот векселя в качестве долгового обязательства по платежу с отсрочкой и средства расчета за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) между хозяйствующими субъектами Республики Узбекистан». При этом право предоставления разрешения на выпуск векселей банками предоставлялось Центральному банку Республики Узбекистан.

Но еще за неделю до принятия Постановления Кабинета Министров, давшему старт обращению векселей в Узбекистане, Министерство юстиции РУз за № 149 от 31.05.1995 г. зарегистрировало «Временный порядок выпуска и обращения векселей предприятий и организаций». Той же датой за № 147 Министерство юстиции зарегистрировало еще один документ, который назывался «Положение о переводном и простом векселе» и являлся аутентичным переводом текста Единообразного закона о переводном и простом векселе (ЕВЗ), утверждённого Женевскими вексельными конвенциями 1930 г.

Принятие в Узбекистане данных нормативных документов открывало дорогу для использования всего спектра возможностей вексельного обращения в создаваемой государством финансовой и банковской системе, при этом используя многолетний международный опыт и практику, зафиксированную в международных актах.

К сожалению, имея разумную и благую цель с помощью векселя как ценной бумаги сократить неплатежи, «расшить» взаимные долги предприятий, оживить финансовые расчеты в экономике, уполномоченные государственные органы с самого начала допустили ряд ошибок, которые уже через 2 года привели к тому, что выпуск и оборот векселей сначала сократился, а потом и вовсе был прекращен.

В широком смысле слова неплатежи в экономике включают в себя совокупную просроченную задолженность: 1) предприятий другим предприятиям (поставщикам) — классические неплатежи; 2) государству — по платежам в бюджеты всех уровней; 3) государства – по госзаказу и финансированию государственных предприятий и учреждений; 4) работникам — по выдаче средств на потребление — в основном по зарплате; 5) банковскому сектору — по погашению банковских кредитов; 6) небанковским институтам — внебюджетным фондам; 7) по займам и долговым распискам физических лиц между собой.

Но на момент введения в оборот векселя в 1995 году, как это покажет дальнейшее развитие событий, была поставлена задача использовать ценную бумагу для расчетов по долгам самого государства. При этом государство, намереваясь использовать вексель как средство платежа, не принимало во внимание тот факт, что вексель не закрывает долг перед поставщиками товаров и услуг, а всего лишь откладывает выплату долга на некоторое время с целью планирования денежных потоков и аккумулирования средств к моменту погашения векселя и платежа по нему после наступления срока погашения векселя.

Постановление правительства определяло, что «эмитентами векселей, наряду с уполномоченными коммерческими банками, могут выступать предприятия, способные обеспечить их ликвидность», но векселя в массовом порядке были выпущены государственными структурами и ассоциациями, имеющими многолетние долги за хлопок, пшеницу, электричество, сельхоз-химию и прочие ранее приобретенные государством активы по госзаказу.

Были выпущены векселя Министерства энергетики и ГА «Узпахтасаноатсотиш», ГАК «Уздонмахсулот», ГАК «Узкимиесаноат», а также государственных банков, также вовлеченных во взаиморасчеты государства и имеющих отраслевую принадлежность, таких как «ГАЛЛАБАНК», «ПАХТАБАНК», «ТУРОНБАНК» и некоторых других.

Негосударственные предприятия и хозяйствующие субъекты осуществить выпуск векселей не имели возможности. Не говоря уже о составлении и использовании векселей для оформления займов между физическими лицами, как это предусматривала практика других стран.

Векселями были заполнены дыры в бюджете, но решив на время проблему задолженности, к наступлению сроков погашения выпущенных в оборот векселей государство фактически оказалось не готово осуществлять их погашение, так как не было зарезервированных под эти цели денежных средств.

Как результат, началось строительство финансовой пирамиды, когда предыдущие выпуски векселей стали погашаться за счет массовой эмиссии новых векселей, при том, что вексель по своей природе не является эмиссионной ценной бумагой.

Государство в лице Министерства финансов и Центрального банка, фактически отстранившись от становившейся все более острой проблемы своевременного погашения векселей государственных структур, всю тяжесть погашения таких векселей переложила на те самые отраслевые банки, которые теперь уже только и занимались тем, что выпускали новые векселя и продавали их с большим дисконтом для погашения векселей государственных ассоциаций с наступившими сроками платежа по их номинальной стоимости. 

В то же время, рассчитываясь векселями по своим долгам, само государство категорически отказывалось принимать векселя государственных ассоциаций и государственных банков в счет оплаты налогов и обязательных платежей хозяйствующими субъектами, под угрозой административного наказания требуя от них оплаты налогов, недоимок и обязательных платежей исключительно денежными средствами. Такое требование было закреплено во Временном положении N 12-46/642 от 23.12.1996 года «О погашении задолженности держателей векселей по платежам в бюджет», утвержденном Минфином, ГНК и Центральным банком.

Несмотря на ряд указанных ограничений по использованию векселей в расчетах, негосударственные предприятия и организации, не имеющие возможности выпускать свои векселя, начали достаточно активно использовать векселя, выпущенные государственными ассоциациями (министерствами) и банками. Быстрой популяризации векселей способствовала скорость расчетов этой ценной бумагой; появившаяся возможность у покупателя в любом регионе Узбекистана убедиться в наличии и качестве товара, который проверялся на месте и прямо перед вывозом оплачивался векселем; возможность за векселя, приобретенные с дисконтом, покупать товары широкого потребления, а также имущество, автомобили, недвижимость, и даже участвовать в приватизации государственной собственности, оплачивая векселями приобретаемые у государства акции приватизированных предприятий. В какой-то период государство даже разрешило осуществлять оплату приватизируемого имущества и акций предприятий векселями по номинальной стоимости, что, при достаточно большом дисконте приобретенного векселя, давало покупателю госимущества серьезную экономию!

Еще одной причиной активизации и широкого использования векселей, при всем несовершенстве и недочетах существовавшего на тот момент порядка их выпуска, обращения и погашения, послужило то, что в  соответствии  с  Указом  Президента   Республики Узбекистан ”О дополнительных  мерах по развитию  рынка ценных бумаг”  от 7.09.1995  г. N УП-1270 доходы  юридических  и физических  лиц  Республики  Узбекистан,  полученные от обращения ценных бумаг  в  виде  дивидендов,  разницы  между  покупной  и продажной ценой ценных бумаг, с июля 1995 года освобождались от налога сроком на три года.

Почувствовав свою прямую выгоду от использования в обороте векселей, многие предприятия и организации, в условиях массовой эмиссии векселей государственными структурами для покрытия дефицита бюджета, а также с учетом недостатка наличных средств и сложности получения наличности в банках, стали использовать векселя как наличные деньги, не утруждая себя оформлением передаточной надписи на векселях (индоссамента), удостоверяющего переход всех прав по ценной бумаге к другому лицу.

В силу непонимания сути векселя как долговой ценной бумаги со сроком погашения, в оплату за товар и услуги стали передаваться и приниматься просроченные, но не опротестованные векселя, без какой-либо проверки подлинности векселя и правильности составления передаточных надписей, а то вовсе без них.

В обороте появилось огромное количество поддельных векселей банков и государственных ассоциаций, выполненных за рубежом, на высоком технологическом уровне и с использованием самого современного полиграфического оборудования, качество печати которых было даже выше качества печати векселей, находившихся в обороте.

Предъявленные к погашению уполномоченным государством банкам как финансовым агентам векселя с настопившим сроком, из-за недостатка в банках денежных средств, не полученных банками из бюджета, перестали вовремя оплачиваться. Банки стали предлагать взамен представленных к погашению векселей государственных структур свои векселя, что запрещалось законодательством.

Проблема становилась все масштабнее, Минфин и Центробанк стали предпринимать меры по сокращению выпусков векселей, так как из-за своей массовости выпуски векселей имели уже все признаки эмиссионной ценной бумаги. Векселя стали выпускаться с делением общего объема выпуска на количество векселей с фиксированной номинальной стоимостью. Кроме того, все выпуски имели утвержденный объем эмиссии и сроки осуществления прав внутри не каждого отдельного векселя, а целого выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

Это противоречило самой сути векселя как неэмиссионной ценной бумаги, которая предусматривает отсрочку платежа или безусловную оплату за приобретенные векселедателем товары, работы или услуги в заранее оговоренный срок конкретному лицу, так как в его реквизитах в обязательном порядке должно было указываться наименование того, кому или приказу кого платеж должен быть совершен.

Публикуется сообщение Министерства финансов № 25-06-161 от 25.03.1996 г. «О регулировании вексельного обращения и погашения векселей», через которое уполномоченный государственный орган попытался навести порядок в выпуске и обращении векселей, указав на особенности векселя как ценной бумаги, условиях ее выпуска, обращения и погашения.

Но государственные отраслевые ассоциации, по сути министерства, осознав, что с помощью векселей можно решать свои как сиюминутные, так и накопившиеся за годы финансовые проблемы, при этом не неся никакого бремени или финансовой ответственности, перекладывая погашение векселей на отраслевые банки, продолжали выпускать, а вернее «эмитировать» векселя.

Центральный банк за № 12-54Б/212 от 12.05.1997 г. выпускает «Дополнительные указания по расширению операций с векселем» и,  противореча названию самого документа, пытается ограничить круг лиц, имеющих право выпускать векселя: «в  целях  недопущения  каких-либо  нарушений в развитии вексельного  обращения  следует   руководствоваться  тем,  что   векселя хозяйствующих субъектов выпускаются в  обращение только в соответствии с постановлениями  (решениями)  Правительства  и  после   соответствующего разрешения республиканского  Пахта-банка, независимо  в каком  отделении или  филиале  обслуживается  эмитент.  При этом, необходимо производить тщательный анализ финансового состояния эмитента (предприятия), выяснять реальные источники получения средств на погашение выпущенных векселей. Данная функция возлагается на вексельный комитет, который необходимо создать в республиканском Пахта-банке.  Председателем данного комитета должен быть Председатель либо один из его заместителей, неся при этом персональную ответственность за выдачу   разрешения на выпуск векселей».

В самом документе говорится о «векселях хозяйствующих субъектов», но из документа понятно, что ограничения вводились государством в отношении государственных организаций и предприятий, входящих в структуру хлопкопрома, так как негосударственные структуры не могли получить разрешения на выпуск векселей как до, так и после выхода нормативного документа.

Из числа негосударственных структур, сумевших выпустить в обращение свои векселя, я могу вспомнить только «Андижанбанк», преобразованный впоследствии в «Хамкорбанк». Но эмиссия векселей этого банка была небольшой и в силу достаточного профессионализма специалистов банка, а также его финансовой дисциплинированности как одного из первых негосударственных банков, находившихся у Центробанка на особом контроле, «Андижанбанк» с соблюдением всех требований осуществлял работу по выпуску, учету и погашению своих векселей, параллельно совершая операции с векселями других организаций.

Возвращаясь к документу Центрального банка за № 12-54Б/212 от 12.05.1997 г., который назывался «Дополнительные указания по расширению операций с векселем», следует упомянуть, что к моменту его выхода использование векселей в расчетах между предприятиями практически застопорилось, и о прозвучавшем в названии документа «расширении операций» не могло быть и речи.

То, что история вексельного обращения в Республике Узбекистан подходит к концу, становилось ясно и ранее — из распоряжения Центрального банка Республики Узбекистан № 296 от 27.12.1996 г., по которому коммерческие банки обязали «производить обязательную регистрацию каждого оборота векселя при осуществлении хозяйствующими субъектами — клиентами банка операции с векселями». Это делало использование векселя как платежного средства неудобным и обременительным.

Что касается выпусков новых векселей, то после выхода Указа президента № УП-1738 от 19.03.1997 года «О мерах по упорядочению вексельного обращения», который гласил, что «выпуск векселей предприятиями и организациями допускается только для покрытия временного недостатка у них денежных средств для расчетов за конкретные поставляемые им товары (работы, услуги), с обязательным оформлением вексельного поручительства (аваля) со стороны обслуживающего банка», новые эмиссии векселей государственными организациями и предприятиями стали невозможны, так как ни один банк добровольно не взял бы на себя ответственность за финансовую устойчивость таких предприятий и оформил поручительство (аваль) из-за их огромных долгов. А платежеспособные и более финансово устойчивые негосударственные предприятия все также не имели возможности выпускать свои векселя.

Осуществлять выпуски векселей банки также утратили возможность, так как тем же Указом президента было определено, что «выпуск векселей коммерческими банками осуществляется исключительно по согласованию с Центральным банком Республики Узбекистан», а согласовывать новые выпуски векселей Центробанк  уже отказывался.

В итоге, на основании Решения заседания  Кабинета Министров  Республики Узбекистан N 11-1-99 от 22.05.97, своим распоряжением № 12-54Б/354 Центральный банк Республики Узбекистан установил, что «все  находящиеся  в  обращении  векселя  должны  быть   досрочно погашены до 1 июля текущего  года в связи с резервированием  необходимых средств  на  специальных   счетах  вышеуказанных  эмитентов.   Погашение векселей  будет  производиться  по  номинальной  стоимости независимо от даты погашения векселя. При  непредъявлении векселей до 1  июля текущего года погашение векселей будет  отсрочено, и векселя будут  погашаться по мере поступления денежных средств на счета эмитентов».

Таким образом, государство, инициировавшее введение и использование векселя в хозяйственном обороте, допустив ряд ошибок и просчетов, принимая половинчатые или вовсе неверные решения, описанные выше, в итоге приняло все меры, чтобы вексель как ценная бумага и платежный инструмент перестал существовать.

Но история векселя как ценной бумаги на этом не завершилась, а получила свой драматический финал уже после прекращения выпуска и использования векселей в экономике страны.

Свои ошибки и недочеты, а также объективные проблемы, связанные, в том числе, и с кризисом экономики середины и конца 90-х, вызванным становлением независимой финансовой и денежной системы новой страны, издержками введения национальной валюты и ее последующей девальвацией, тяжелой адаптацией предприятий к инфляционному росту цен и обесценением оборотных средств, трудностями адаптации к дефициту оборотного капитала и продолжающемуся падению производства, регуляторы финансового рынка и ответственные за него лица списали в огромной мере на злоупотребления и нарушения хозяйствующих субъектов, допущенные в обращении с векселями.

Как было представлено государственными функционерами от финансового рынка того времени руководству страны — выпуск, учет, погашение, как и само применение векселей в товарно-денежном обороте повлекли для экономики страны катастрофические последствия.

Правоохранительным органам было дано указание, и по всем областям и регионам Узбекистана стали колесить оперативно-следственные группы под руководством сотрудников Центрального аппарата МВД. Командирование сопровождалось четкой установкой о том, что все предприниматели и руководители предприятий, активно использовавшие векселя в своих расчетах и платежах, являются недобросовестными плательщиками налогов и обязательных платежей в бюджет; хозяйствующие субъекты, реализовывавшие векселя не по стоимости, указанной в векселе (слово «дисконт» было не совсем понятно) – брали разницу в цене неучтенными наличными средствами; и вообще, из-за таких нехороших людей выросли цены на рынках, а также растет в стране курс доллара и обесценивается национальная валюта!

Сотрудники МВД и участники таких оперативно-следственных групп, равно как и привлекаемые на местах к проверкам аудиторы и ревизоры в то время имели весьма поверхностное понимание специфики векселя как ценной бумаги, а также особенностей его выпуска, обращения и операций с ним. Но установка сверху была получена, и следователи направо и налево стали возбуждать уголовные дела, которые без особых задержек передавались в суды, а те, в свою очередь, быстро выносили обвинительные приговоры и осуждали людей на реальные и длительные сроки. Сотни предпринимателей и руководителей предприятий и бухгалтеров по всей республике отправились отбывать назначенное судом наказание.

Утверждать, что все осужденные в тот период за операции с векселями стали невинными жертвами анти-вексельной компании и произвола правоохранительных органов, получивших отмашку на преследование участников вексельного обращения было бы неверно. Но большинство нарушений нормативных актов, регулировавших обращение и использование векселей, были допущены предпринимателями без преступного умысла, но в большей мере по незнанию и неопытности в работе с векселями, общий срок использования которых в экономике не превысил и 2-х лет. Причиной нарушений также часто являлась неразбериха в самих нормативно-правовых документах, регулирующих вексельное обращение, так как они противоречили один другому. Но доказать это следствию было невозможно.

Уже более 22 лет прошло с тех пор.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан N 313 от 01.11.2012 г. утратило силу Постановление Кабинета Министров № 204 от 02.06.1995 г. «О применении векселей в народном хозяйстве Республики Узбекистан».

На основании Постановления Правления Центрального банка № 2/5 от 24.01.2013 г. «Положение о простом и переводном векселе», зарегистрированное Министерством юстиции под № 147-1 от 05.02.2013 г., полностью копировавшее международный Единообразный закон о переводном и простом векселе (ЕВЗ), утверждённый Женевскими вексельными конвенциями 1930 г., прекратило свое действие.

На основании Постановления Правления Центрального банка Республики Узбекистан №12/16 от 16.05.2015 г. «О признании утратившим силу Правил проведения банками операций с векселями, а также изменений к ним», зарегистрированного Министерством юстиции № 148-2 от 08.06.2015 г. прекратили действовать банковские правила.

Так существует ли необходимость в возвращении векселя в экономику страны в настоящее время?

На мой взгляд, ответ очевиден.

Когда фундаментом экономики страны является сельское хозяйство, а одним из основных драйвером экономики страны является туристический сектор, наиболее пострадавший от мер по предотвращению распространения пандемии, решение проблемы посткризисных неплатежей, обеспечение возможности быстрого расчета за товары и услуги без кредитного обременения, планирование расчетов и поступления товаров при недостаточности оборотных средств, обеспечение высокой ликвидности плодово-овощной продукции, а также поддержка малого и среднего бизнеса,  приобретают особое значение.

В условиях остановки деятельности предприятий, сокращения и прекращения деловой активности большинства отраслей экономики, а также неизбежного кризиса неплатежей в экономике страны в пост карантинный период, введение в обращение векселя как долговой и расчетной бумаги, может эффективно способствовать решению вышеназванных проблем.

Несмотря на доставшееся нам в наследство от анти-вексельной кампании конца 90-х негативное восприятие вексельного обращения как чего-то пагубного и опасного для его участников и для экономики в целом, в действующем Гражданском Кодексе и в законодательстве о ценных бумагах до сих пор существует понятие векселя как «неэмиссионной ценной бумаги, удостоверяющей безусловное обязательство векселедателя либо иного указанного в векселе плательщика выплатить при наступлении предусмотренного векселем срока определенную сумму владельцу векселя».

В Законе «О нотариате» и «Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами» все еще определен порядок совершения нотариусами протестов векселей.

Экономический-процессуальный Кодекс Республики Узбекистан содержит среди требований для выдачи судебного приказа норму о том, что судебный приказ выдается судьей, если … требование основано на протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, совершенном нотариусом.

Но для нового запуска векселей в обращение, который мог бы открыть широкие возможности для экономики, начиная от снижения процентной нагрузки по кредитам предприятий, высвобождения собственных средств предприятий для модернизации производства, повышения производительности, минимизации рисков банковской системы через увеличение ликвидности денежных требований и заканчивая увеличением налоговых поступлений в бюджеты различных уровней, необходимо учесть старые ошибки и сделать все для их предотвращения в будущем.

Для этого нужно осуществить следующие шаги:

  1. На уровне Закона Республики Узбекистан «О переводных и простых векселях» утвердить текст Единообразного закона о переводных и простых векселях, используемого всеми странами в соответствии с Женевскими конвенциями 1930 года;
  2. Ввести гербовый сбор не более 0,1 % от суммы, указанной в векселе с оплатой гербового сбора путем приобретения специальных гербовых бланков для выпуска векселей с различной номинальной стоимостью у уполномоченных банков, с последующим зачислением суммы гербового сбора на специальный счет Министерства Финансов;
  3. Предоставить право по выпуску векселей всем хозяйствующим субъектам, определив, что выпуск векселей государственными предприятиями и организациями осуществляется по согласованию с Министерством Финансов Республики Узбекистан, а выпуск векселей предприятиями и организациями, не имеющими в капитале государственной доли, осуществляется на основании решения компетентного органа управления самого хозяйствующего субъекта;
  4. В целях унификации оформления займов между физическими лицами, усиления правовой защиты прав заимодавца и обеспечения правовых гарантий возврата должником заемных средств разрешить физическим лицам составление векселя и использование этой долговой бумаги в расчетах между физическими лицами, предусмотрев оплату гербового сбора путем приобретения специальных гербовых бланков для выпуска векселей с различной номинальной стоимостью у уполномоченных банков, с последующим зачислением суммы гербового сбора на специальный счет Министерства Финансов;
  5. В целях правовой защиты прав заимодавца и обеспечения правовых гарантий возврата должником заемных средств дополнить статью 171 Гражданско-процессуального Кодекса Республики Узбекистан, определяющей требования, по которым выдается судебный приказ, нормой о том, что судебный приказ выдается, если требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта векселя;
  6. Поручить Кредитному бюро «Кредитно-информационный аналитический центр», созданному в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17.03.2012 г. № 74 создание и ведение открытой для свободного доступа Единой базы векселей хозяйствующих субъектов и физических лиц, допущенных к протесту, а также утерянных в процессе обращения;
  7. Ввести в § 26. «Совершение протестов векселей» действующей «Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами» изменения, обязывающие нотариусов в кратчайшие сроки информировать Кредитное бюро «Кредитно-информационный аналитический центр» обо всех совершенных нотариусами протестов векселей для внесения в Единую базу;
  8. Обязать участников вексельного обращения под угрозой персональной ответственности незамедлительно информировать Кредитное бюро «Кредитно-информационный аналитический центр» обо всех потерянных или утраченных векселях или специальных бланков векселей с указанием их номинала, серии и номера;
  9. Для реабилитации векселя и восстановления доверия к нему как долговой ценной бумаге и средству платежа, а также в целях упрощения расчетов между хозяйствующими субъектами и физическими лицами, учитывая специфическую природу векселя как абстрактного долгового обязательства, исключающего ссылки на основание и условия выдачи векселя, освободить от НДС и налога на прибыль  доходы  юридических  и физических  лиц  Республики  Узбекистан,  полученные от обращения векселей  в  виде  разницы  между  покупной  и продажной ценой или дисконта.

 

Недавно Азиатский банк развития (АБР) выпустил доклад о перспективах развития экономики азиатских стран в 2020 году. В докладе собое внимание уделяется тому, как скажется на Азии эпидемия коронавируса — вспышка новой болезни уже негативно повлияла и на экономику региона, и на глобальную экономику в целом. Отдельная часть доклада посвящена прогнозам развития ситуации в странах Центральной Азии, где АБР участвует во многих проектах.

Ожидается, что развитие азиатской экономики резко замедлится. В регионе уже ускорилась инфляция, цены на продовольствие повысились. В АБР уверены, что инфляция будет расти и дальше. Резкое и длительное снижение цен на сырьевые товары, а также ухудшение показателей в области туристического бизнеса вызовут проблемы в зависимых от указанных отраслей экономики странах. Как отмечает АБР, в трудные времена, когда существует множество проблем для роста, новые решения имеют решающее значение для устойчивости внутреннего развития.

Но не всегда «новое» означает созданное впервые, иногда «новое» — это то, что существовало ранее, но получило свое второе рождение уже в новых условиях и при иных обстоятельствах.

 

Веренин С.И., Адвокат

Управляющий партнер Адвокатской фирмы

«S.VERENINS LEGAL GROUP»