Создание единой базы имущества задолжников

 Министерством юстиции проведена пресс-конференция “О деятельности Судебного департамента, внедрении современных информационных технологий в системе, а также предстоящих очередных задачах”

В представленной заместителем министра – руководителем Департамента по исполнению судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов при Министерстве юстиции (далее — Департамент) Хамдамом КАРШИЕВЫМ, его заместителями Толибжоном ОРЗИЕВЫМ и Баходиром ЮСУПОВЫМ, начальником контрольного управления Баходиром ХАНИЕВЫМ информации, говорилось о поэтапности судебно-правовых реформ, становлении системы обязательного исполнения судебных решений и о деятельности Департамента.

Так, в соответствии с Законом “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием исполнительного судопроизводства”, который вступил в силу с 15 января 2009 года, в системе судопроизводства созданы новые направления – отдел дознания и административной практики и отдел информационного обеспечения и поиска имущества.

С ноября т.г. в Департаменте и территориальных службах руководители ежедневно лично принимают граждан. Это позволило снизить количество обращений в инстанции по вопросам, входящим в компетенцию этого подразделения Министерства юстиции.

Было сказано о конкретных показателях и проблемах в работе.

Так, за 10 месяцев этого года Департаментом исполнено 1 млн. 810 тысяч исполнительных документов из поступивших 3 млн. 305 тысяч.

Кроме этого, в текущем году:

— построено 10 новых зданий для судов общей юрисдикции;

— 14 зданий капитально отремонтировано и сдано в эксплуатацию;

— для Департамента построено 10 новых зданий, 4 здания — капитально отремонтировано;

— Фондом развития судов и органов юстиции на эти цели выделено 23 млрд. 462,4 млн. сум.

Отмечались и проблемы, связанные с большим объемом работы и загруженностью судисполнителей. За последние десять лет объем документов вырос в три раза (в 2006 году — 1,2 млн., а в 2016 — уже 3,7 млн.), а сумма удержаний — в 7.

Так, если принудительное взыскание с юридических лиц имеет достаточно гибкие инструменты (к примеру, взыскание налоговой задолженности может производиться за счет имущества должника), то в части проведения такой работы с физическими лицами есть свои сложности.

Зачастую это связано с невозможностью оперативно найти реального владельца имущества или же с отсутствием у виновной стороны активов или имущества для взыскания.

В таких случаях Департамент вынужден возвращать исполнительные листы взыскателям. При этом в течение трех лет судисполнители должны мониторить состояние должника с целью выявления необходимых денежных или материальных средств. 

Иногда неисполнение судебного решения связано с тем, что судисполнителей, под предлогом неприкосновенности жилья, не впускают и физически воздействуют на них. И связано это, не в последнюю очередь, с отсутствием специальной формы установленного образца у работников, а также соответствующей эмблемы и опознавательных знаков на транспортных средствах Департамента. По информации руководителей Департамента, в течение первого квартала следующего года сотрудники будут экипированы, а специальный автотранспорт маркирован следующим образом:

 

Было отдельно отмечено, что в контексте внедрения современных ИКТ в деятельность органов юстиции, действует электронная программа “E-ijro”. На текущую дату в программе зарегистрировано более 5 млн. исполнительных актов. Создана возможность электронного обмена информацией между Департаментом и Центральным банком, а в поиске имущества задолжников налажен автоматизированный электронный обмен данными с Ташкентским городским территориальным управлением Государственного комитета “Ергеодезкадастр”.

Одновременно с этим идет работа по унификации системы с аналогичными программами судов, правоохранительных и контролирующих органов (Министерства внутренних дел, Комитета по охране государственной границы, Налогового комитета, и др.), а также подключение к Национальной информационной системе. 

Создание подобной базы уже давно назрело. К примеру, через официальный сайт Департамента www.suddep.uz граждане страны получают информацию о наличии или отсутствии временного ограничения на выезд за рубеж. Однако из-за того, что система не работает в режиме «он-лайн» и не отлажена унификация с системой пограничной структуры, имеются случаи сбоев, т.е. долг погашен, а сведения об этом в соответствующие службы еще не поступили. В этом случае гражданин вынужден оспаривать ситуацию в судебном порядке. 

Посредством официального сайта можно воспользоваться интерактивными услугами, число которых постепенно расширяется. Например, возможность электронного обращения в Департамент, порядок продажи конфискованных автотранспортных средств и недвижимости на биржах через аукционные торги, механизм отбора на конкурсной основе оценщиков и торговых организаций, осуществляющих продажу данного имущества, о вакансиях в системе и т.д.

Также в соответствии с Указом Президента от 21.10.2016 г. № УП-4850 «О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан» с 1 апреля 2017 года Верховному суду передаются функции и полномочия органов юстиции в сфере материально-технического и финансового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции. В связи с этим, перед руководством Департамента возникают новые вопросы, требующие решения в кадровой и материально-технической плоскости.

Необходимо отметить, что представители Департамента заверили присутствующих в том, что будут прилагать все усилия по формированию более эффективной и прозрачной системы исполнения судебных решений.

Маъруф УСМАНОВ