Реформы, проводимые в Узбекистане в последние годы, такие как либерализация рынка иностранной валюты и создание специальных экономических зон с налоговыми льготами для инвесторов, сделали Республику Узбекистан более привлекательной для международного капитала и прямых иностранных инвестиций (далее — ПИИ).
Согласно Докладу о мировых инвестициях ЮНКТАД (UNCTAD)1 за 2020 год, приток ПИИ в Узбекистан значительно увеличился в 2019 году до 2,3 млрд долларов США по сравнению с 625 млн долларов США в 2018 году. Общий объем ПИИ в 2019 году составил 9,5 млрд долларов США. ПИИ традиционно поступают из России, Южной Кореи, Китая, Турции и Германии.
Отчет той же организации ЮНКТАД от 2021 года о реализации Узбекистаном Обзора инвестиционной политики (подготовлен ЮКТАД в 1999 году) также отметил существенный прогресс и позитивные изменения произошедшие в стране за последние годы.
Руководство страны, по приглашению которого такие международные организации как ЮНКТАД и другие готовят свои обзоры и отчеты, понимая, что привлечение иностранных инвестиций в страну является одной из самых приоритетных задач, также как и задача по увеличению в экономике роли частного сектора, осуществляет реформирование экономики и создает необходимые условия для реализации вышеуказанных задач.
В процессе осуществления экономических реформ в стране, направленных на сокращение участия государства в управлении предприятиями, а также на улучшение инвестиционного климата, были приняты следующие документы:
Указ Президента N УП-6096 от 27.10.2020 г. «О мерах по ускоренному реформированию предприятий с участием государства и приватизации государственных активов», утвердившим «Перечень предприятий, государственный пакет акций (доли) которых полностью реализуется частному сектору посредством публичных торгов», который насчитывал 479 предприятий;
Указ Президента N УП-101 от 08.04.2022 г. «Об очередных реформах по созданию условий для стабильного экономического роста путем улучшения предпринимательской среды и развития частного сектора»;
Постановление Президента N ПП-168 от 18.03.2022 г. «О дополнительных мерах по дальнейшему сокращению государственного участия в экономике и ускорению приватизации», утвердившего «Перечень приватизируемых пакетов акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ»;
Постановлением Президента N ПП-101 от 24.03.2023 г. «О мерах по эффективной организации деятельности агентства по управлению государственными активами»;
Постановлением Президента N ПП-1022 от 24.03.2023 г. «О дополнительных мерах по сокращению участия государства в экономике» еще более расширен перечень объектов, подлежащих приватизации и продаже частным инвесторам через публичные торги (утвержден перечень пакетов акций (долей) 1 001 предприятия, реализуемых целиком посредством публичных торгов, перечень 40 предприятий, пакеты акций которых реализуются посредством публичных торгов в порядке проведения народного IPO по принципу «Одна акция — один лот», и перечень 1 046 объектов недвижимости государства и предприятий с государственным участием.
Все вышеуказанные акты руководства страны направлены на повышение эффективности и увеличение потенциала существующей экономической системы, обеспечение технологического роста промышленности, увеличение объемов промышленного производства, в том числе за счет широкого участия иностранных инвесторов в приватизации государственных активов.
Иностранные инвестиции имеют решающее значение для роста и устойчивого развития экономики страны. Они способствует созданию рабочих мест и росту доходов, а также способствует увеличению и диверсификации экспорта, трансферу технологий и инноваций, распространению передовой практики ведения бизнеса и пр.
Признавая важность прямых иностранных инвестиций для достижения целей их устойчивого развития, все страны, конкурируя друг с другом, в последнее время активизировали деятельность в области привлечения инвестиций и предпринимают максимальные усилия по созданию благоприятных условий для поддержки иностранных инвестиций и создания механизмов для формирования благоприятного инвестиционного климата в своих странах.
При этом существующие предпосылки и возможности для привлечения инвестиций являются очень сложными, поскольку глобальные ПИИ сокращаются с 2016 года. Кроме того, пандемия COVID-19 и меры по смягчению последствий, которые правительства многих стран были вынуждены ввести ранее, оказали драматическое влияние на инвестиционные потоки и модели. В такой ситуации критически важно, чтобы меры поддержки прямых иностранных инвестиций были максимально эффективными, особенно для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, так как такие страны более зависимы на ПИИ как источника капиталовложений, по сравнению с развитыми странами.
Обеспечены ли в полной мере условия для привлечения иностранных инвестиций в нашей стране и действуют ли у нас механизмы по поддержке ПИИ и содействию иностранным инвесторам, в том числе в процессах их участия в приватизации государственных активов?
Исходя из рекомендаций международных организаций, а также учитывая опыт успешной деятельности иностранных Агентств по поддержке (продвижению) инвестиций (IPA-Investment Promotion Agency), только целостная Система поддержки и поощрения инвестиций, обеспеченная государством и его уполномоченными специализированными структурами, может гарантированно способствовать увеличению потока иностранных инвестиций в принимающую такие инвестиции страну, а также обеспечивать для государства максимальную выгоду при приватизации государственных активов.
Такая Система поддержки и поощрения инвестиций, которая является универсальной в масштабах страны, региона, отрасли, ассоциации или приватизируемого предприятия, включает в себя следующие взаимосвязанные и взаимодействующие структурные элементы:
- СТРАТЕГИЯ — определение направления развития для региона, отрасли, приватизируемого предприятия.
SWOT (SWOT – Strength, Weakness, Opportunities, Threats) анализ — первый шаг к определению направления развития объекта инвестиций и по привлечению инвестиций в регион, отрасль, и конечно в предприятие, государственная доля в котором предлагается иностранному инвестору.
Strength (Сильные стороны)
— положение на рынке; — удобное расположение; — наличие инфраструктуры; — дешевое сырье и энергоресурсы; — современное производство; — грамотный персонал и т.д. |
Weakness (Слабые стороны)
— неразвитая инфраструктура; — перебои с поставкой энергоресурсов; — завозное сырье и материалы; — слабые потребители продукции; — большой кредитный портфель; — неквалифицированная рабочая сила. |
Opportunities (Возможности)
— экономический рост в регионе; — рост потребности на производимую продукцию; — технологические инновации в отрасли и предприятии; — реализуемые рядом инфраструктурные проекты; — интерес к сотрудничеству партнеров из соседних регионов и государств; — появление рядом новых источников сырья; — государственные программы поддержки. |
Threats (Угрозы)
— замедление экономического роста; — рост или падение курса валюты; — рост кредитных ставок и цен на сырье и материалы; — наступление сроков по выплатам; — появление сильных конкурентов; — падение спроса на продукцию; — увольнение ключевых работников; — вмешательство государства в деятельность |
- ОРГАНИЗАЦИЯ — структурирование работы с инвесторами
Подразделение |
Функционал |
Квалификация |
Проектная группа |
Ответы на запросы инвесторов, обсуждение стратегий, посещение приватизируемых предприятий, сбор данных по предприятиям, определение круга инвесторов |
Опыт работы в отрасли, умение держать связь с инвесторами, намерение решать все вопросы, понимание потребности инвесторов, знание иностранных языков и аналитические способности |
Группа маркетинга и таргетирования |
Проведение таргетирования инвесторов, подготовка презентационных материалов по объектам, отправка предложений, предоставление информации проектной группе, организация мероприятий и посещений объектов |
Сильные навыки в поиске и организации коммуникаций, опыт работы в маркетинге, организации мероприятий, дизайне, в организации документооборота. Готовность работать в жестком графике |
Группа сопровождения процесса приватизации и работы с инвесторами |
Поддержка деятельности Проектной группы и Группы маркетинга, практическая работа с инвесторами (встречи, участие в переговорах, обсуждение и создание условий, консультирование инвесторов) |
Знание законодательных актов и нормативных документов, финансов, налоговой системы, умение выстраивать схемы взаимодействия, тесная связь с инвесторами, в том числе через телекоммуникации |
- МАРКЕТИНГ — для региона, отрасли, приватизируемого предприятия.
- Создание бренда объекта инвестиций;
- Определение маркетинговой идеи объекта (конкретной, реальной, правдивой, простой, привлекательной и отличающейся);
- Подготовка презентаций, брошюр, сообщений и обращений потенциальным инвесторам с акцентом на возникающие возможности для инвесторов:
— выход на местный емкий рынок;
— оптимизация расходов;
— увеличение прибыли;
— отсутствие ограничений и наличие новых возможностей;
— положительный опыт других;
— уникальные возможности и льготный режим инвестирования и налогообложения;
— возможность решения существующих проблем инвестора, о которых известно.
- Создание веб-сайта объекта по определенным правилам;
- Подготовка и рассылка целевых писем лицам, отвечающим за принятие решения инвестором;
- Телемаркетинг – звонки по сопровождению письменных обращений, проведение видео-конференций;
- Регулярная отправка новостей о событиях и мероприятиях;
- Создание Телеграм-канала для проведения мероприятий и информирования;
- Консультирование on-line по возникающим у потенциальных инвесторов вопросам;
- ТАРГЕТИРОВАНИЕ ИНВЕСТОРОВ — для региона, отрасли, приватизируемого предприятия.
Согласно существующей статистике, результат по привлечению инвестора в проект достигается в течение 2-3 лет исходя из следующих расчетов:
1 год – определение широкого круга инвесторов и рассылка предложений, составление списка потенциальных инвесторов на основании собранной информации и направление инвесторам дополненных предложений, сбор данных инвесторами об объекте, привлечение внимания к объекту, первое посещение объекта;
2 год – переговоры и выделение из списка потенциальных инвесторов заинтересованных инвесторов, продолжение рассылки предложений новым инвесторам, проведение конкурса, заключение сделки с инвестором;
3 год – закрытие сделок и сопровождение деятельности инвестора по проекту.
- СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ — для региона, отрасли, приватизируемого предприятия.
Сопровождение процесса инвестирования – существенный элемент Системы, который предполагает:
- Оперативные ответы организатора процесса на запросы и пожелания инвесторов;
- Предоставление организатором процесса запрошенной инвестором информации, документов, и консультирование и разъяснения в режиме on-line;
- Обсуждение с инвестором принимающим решение организатором процесса условий финансирование и достижение компромисса;
- Посещение объекта инвестирования, открытое обсуждение с инвестором рисков инвестора и путей их минимизации;
- Организация работы в режиме «единого окна» (“one-stop shop”), разработка «дорожной карты» и содействие организатора процесса инвестору:
— участие в организуемых торгах и тендерах; — регистрация SPV предприятий; — открытие счетов в местных банках; — вопросы логистики; — размещение в гостиницах; |
— получение разрешений на работу; — транспортные услуги; — встречи и организация мероприятий; — консультации юристов, аудиторов и финансистов; |
— помощь в местных банках с кредитованием; — подготовка инвестиционных соглашений; — контакты с госорганами и ассоциациями; — согласование налогового режима. |
- ПОСЛЕДУЮЩАЯ ПОДДЕРЖКА СДЕЛАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
— для региона, отрасли, приватизируемого предприятия.
Поддержка инвестора и сопровождение его деятельности после сделанных им инвестиций является критически важным элементом Системы, так как удовлетворенный инвестор является послом страны инвестирования и надежным источником дополнительных инвестиций в будущем, в том числе в новые объекты для инвестиций в стране пребывания. Поддержка инвестора предполагает помощь инвестору в решении стратегических, операционных и административных задач как краткосрочного, так и долгосрочного характера.
Задача |
Краткосрочная |
Среднесрочная |
Долгосрочная |
Стратегическая |
Помощь инвестору в его успешной адаптации и вступлении в права собственности, включение в реестр собственников, избрание в органы управления |
Принятие новых корпоративных документов, консультации по ведению бизнеса, получению дивидендов, защите интересов |
Помощь в развитии объекта инвестиций, развитие инфраструктуры, поиск новых объектов для инвестирования |
Операционная |
Установление контактов с другими собственниками, управляющими, проведение анализа деятельности, построение команды |
Помощь в строительстве и модернизации предприятия, улучшение связей, поиск новых местных партнеров и новых источников сырья, обеспечение энергоресурсами |
Исследовательская работа, углубление связей с ассоциациями и союзами, наращивание потенциала, поиск новых проектов |
Административ-ная |
Решение организационных и визовых вопросов, контакты с местными органами власти, продление лицензий и разрешений |
Продление старых и получение новых лицензий и разрешений, создание новых лидов, участие в гос. программах и тендерах |
Соглашения с местными органами власти, налоговыми органами, администрациями СЭЗ, участие в государственных программах, развитие инфраструктуры |
Как показывает практика нашей работы, а также участие в различных мероприятиях государственных структур, осуществляющих свою деятельность в целях привлечения иностранных инвестиций в страну и улучшения инвестиционного климата, а также отвечающих за работу с иностранными инвесторами в масштабах специальной организации, региона страны, отраслевой ассоциации или конкретного предприятия как объекта приватизации, не уделяют внимания необходимости создания и поддержке работоспособности целостной Системы поддержки и поощрения инвестиций.
Решение иностранного инвестора инвестировать за рубежом всегда является результатом изучения и анализа ряда принимаемых во внимание инвестором факторов, обеспечивающих его бизнесу:
— возможность освоения новых зарубежных рынков сбыта и увеличение продаж;
— получение прибыли, превышающей доходность бизнеса и инвестиций в его стране;
— снижение затрат и оптимизация своих расходов в бизнесе;
— доступ к недорогим природным ресурсам и технологическим активам;
— диверсификация бизнеса и т.д.
Но важно понимать, что для принятия иностранным инвестором решения инвестировать в экономику чужой страны, и в предприятие, которое расположено очень далеко от зоны комфортного и понятного для инвестора управления бизнесом, принимающее инвестиции государство должно также принять все меры по созданию описанной выше Системы поддержки и поощрению инвестиций, направленные не только на информирование и возбуждение интереса со стороны потенциальных инвесторов к инвестиционным проектам и объектам приватизации, но обеспечивающие долгосрочные доверительные и взаимовыгодные отношения между государством с его уполномоченными структурами (IPA – Investments Promotion Agency) и иностранным инвестором, поверившим государству и инвестировавшим свои финансовые активы в развитие экономического потенциала этого государства.
Построение целостной и эффективной Системы поддержки и поощрения инвестиций необходимо самому государству, так как только при успешно действующей Системе такие ее элементы как Стратегия, Организация и Маркетинг обеспечат конкуренцию среди инвесторов при приватизации государственной собственности, а значит максимальную выходу государства от продажи государственных активов частному собственнику.
С.И.Веренин, Управляющий партнер
Адвокатская фирма «S.VERENIN’S LEGAL GROUP»
Сооснователь проекта «INVEST IN UZBEKISTAN»
http://invest-in-uzbekistan.org/en/
Примечания:
- ЮНКТАД (UNCTAD) – «Конференция ООН по торговле и развитию» выступает в качестве основной структуры Секретариата Организации Объединенных Наций по всем вопросам, связанным с прямыми иностранными инвестициями и транснациональными корпорациями. Работа ЮНКТАД осуществляется посредством подготовки обзоров инвестиционной политики государств, отчетов по стране о реализации подготовленных обзоров, межправительственных обсуждений, мероприятий по оказанию технической помощи, семинаров, практикумов и конференций.
- Постановлением Президента N ПП-1022 от 24.03.2023 г. «О дополнительных мерах по сокращению участия государства в экономике» с приложениями.
+998 78 150-150-6
info@sverenins.uz
Свяжитесь с нами