Привлечение иностранных инвестиций в приватизацию государственных активов

Реформы, проводимые в Узбекистане в последние годы, такие как либерализация рынка иностранной валюты и создание специальных экономических зон с налоговыми льготами для инвесторов, сделали Республику Узбекистан более привлекательной для международного капитала и прямых иностранных инвестиций (далее — ПИИ).

Согласно Докладу о мировых инвестициях ЮНКТАД (UNCTAD)1 за 2020 год, приток ПИИ в Узбекистан значительно увеличился в 2019 году до 2,3 млрд долларов США по сравнению с 625 млн долларов США в 2018 году. Общий объем ПИИ в 2019 году составил 9,5 млрд долларов США. ПИИ традиционно поступают из России, Южной Кореи, Китая, Турции и Германии.

Отчет той же организации ЮНКТАД от 2021 года о реализации Узбекистаном Обзора инвестиционной политики (подготовлен ЮКТАД в 1999 году) также отметил существенный прогресс и позитивные изменения произошедшие в стране за последние годы.

Руководство страны, по приглашению которого такие международные организации как ЮНКТАД и другие готовят свои обзоры и отчеты, понимая, что привлечение иностранных инвестиций в страну является одной из самых приоритетных задач, также как и задача по увеличению в экономике роли частного сектора, осуществляет реформирование экономики и создает необходимые условия для реализации вышеуказанных задач.

В процессе осуществления экономических реформ в стране, направленных на сокращение участия государства в управлении предприятиями, а также на улучшение инвестиционного климата, были приняты следующие документы:

Указ Президента N УП-6096 от 27.10.2020 г. «О мерах по ускоренному реформированию предприятий с участием государства и приватизации государственных активов», утвердившим «Перечень предприятий, государственный пакет акций (доли) которых полностью реализуется частному сектору посредством публичных торгов», который насчитывал 479 предприятий;

Указ Президента N УП-101 от 08.04.2022 г. «Об очередных реформах по созданию условий для стабильного экономического роста путем улучшения предпринимательской среды и развития частного сектора»;

Постановление Президента N ПП-168 от 18.03.2022 г. «О дополнительных мерах по дальнейшему сокращению государственного участия в экономике и ускорению приватизации», утвердившего «Перечень приватизируемых пакетов акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ»;

Постановлением Президента N ПП-101 от 24.03.2023 г. «О мерах по эффективной организации деятельности агентства по управлению государственными активами»;

Постановлением Президента N ПП-1022 от 24.03.2023 г. «О дополнительных мерах по сокращению участия государства в экономике» еще более расширен перечень объектов, подлежащих приватизации и продаже частным инвесторам через публичные торги (утвержден перечень пакетов акций (долей) 1 001 предприятия, реализуемых целиком посредством публичных торгов, перечень 40 предприятий, пакеты акций которых реализуются посредством публичных торгов в порядке проведения народного IPO по принципу «Одна акция — один лот», и перечень 1 046 объектов недвижимости государства и предприятий с государственным участием.

Все вышеуказанные акты руководства страны направлены на повышение эффективности и увеличение потенциала существующей экономической системы, обеспечение технологического роста промышленности, увеличение объемов промышленного производства, в том числе за счет широкого участия иностранных инвесторов в приватизации государственных активов.

Иностранные инвестиции имеют решающее значение для роста и устойчивого развития экономики страны. Они способствует созданию рабочих мест и росту доходов, а также способствует увеличению и диверсификации экспорта, трансферу технологий и инноваций, распространению передовой практики ведения бизнеса и пр.

Признавая важность прямых иностранных инвестиций для достижения целей их устойчивого развития, все страны, конкурируя друг с другом, в последнее время активизировали деятельность в области привлечения инвестиций и предпринимают максимальные усилия по созданию благоприятных условий для поддержки иностранных инвестиций и создания механизмов для формирования благоприятного инвестиционного климата в своих странах.

При этом существующие предпосылки и возможности для привлечения инвестиций являются очень сложными, поскольку глобальные ПИИ сокращаются с 2016 года. Кроме того, пандемия COVID-19 и меры по смягчению последствий, которые правительства многих стран были вынуждены ввести ранее, оказали драматическое влияние на инвестиционные потоки и модели. В такой ситуации критически важно, чтобы меры поддержки прямых иностранных инвестиций были максимально эффективными, особенно для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, так как такие страны более зависимы на ПИИ как источника капиталовложений, по сравнению с развитыми странами.

Обеспечены ли в полной мере условия для привлечения иностранных инвестиций в нашей стране и действуют ли у нас механизмы по поддержке ПИИ и содействию иностранным инвесторам, в том числе в процессах их участия в приватизации государственных активов?

Исходя из рекомендаций международных организаций, а также учитывая опыт успешной деятельности иностранных Агентств по поддержке (продвижению) инвестиций (IPA-Investment Promotion Agency), только целостная Система поддержки и поощрения инвестиций, обеспеченная государством и его уполномоченными специализированными структурами, может гарантированно способствовать увеличению потока иностранных инвестиций в принимающую такие инвестиции страну, а также обеспечивать для государства максимальную выгоду при приватизации государственных активов.

Такая Система поддержки и поощрения инвестиций, которая является универсальной в масштабах страны, региона, отрасли, ассоциации или приватизируемого предприятия, включает в себя следующие взаимосвязанные и взаимодействующие структурные элементы:

  1. СТРАТЕГИЯ — определение направления развития для региона, отрасли, приватизируемого предприятия.

SWOT (SWOT – Strength, Weakness, Opportunities, Threats) анализ — первый шаг к определению направления развития объекта инвестиций и по привлечению инвестиций в регион, отрасль, и конечно в предприятие, государственная доля в котором предлагается иностранному инвестору.

Strength (Сильные стороны)

 

—     положение на рынке;

—     удобное расположение;

—     наличие инфраструктуры;

—     дешевое сырье и энергоресурсы;

—     современное производство;

—     грамотный персонал и т.д.

Weakness (Слабые стороны)

 

—     неразвитая инфраструктура;

—     перебои с поставкой энергоресурсов;

—     завозное сырье и материалы;

—     слабые потребители продукции;

—     большой кредитный портфель;

—     неквалифицированная рабочая сила.

Opportunities (Возможности)

 

— экономический рост в регионе;

—     рост потребности на производимую продукцию;

—     технологические инновации в отрасли и предприятии;

—     реализуемые рядом инфраструктурные проекты;

—     интерес к сотрудничеству партнеров из соседних регионов и государств;

—     появление рядом новых источников сырья;

—     государственные программы поддержки.

Threats (Угрозы)

 

—     замедление экономического роста;

—     рост или падение курса валюты;

—     рост кредитных ставок и цен на сырье и материалы;

—     наступление сроков по выплатам;

—     появление сильных конкурентов;

—     падение спроса на продукцию;

—     увольнение ключевых работников;

—     вмешательство государства в деятельность

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ — структурирование работы с инвесторами

Подразделение

Функционал

Квалификация

Проектная группа

Ответы на запросы инвесторов, обсуждение стратегий, посещение приватизируемых предприятий, сбор данных по предприятиям, определение круга инвесторов

Опыт работы в отрасли, умение держать связь с инвесторами, намерение решать все вопросы, понимание потребности инвесторов, знание иностранных языков и аналитические способности

Группа маркетинга и таргетирования

Проведение таргетирования инвесторов, подготовка презентационных материалов по объектам, отправка предложений, предоставление информации проектной группе, организация мероприятий и посещений объектов

Сильные навыки в поиске и организации коммуникаций, опыт работы в маркетинге, организации мероприятий, дизайне, в организации документооборота. Готовность работать в жестком графике

Группа сопровождения процесса приватизации и работы с инвесторами

Поддержка деятельности Проектной группы и Группы маркетинга, практическая работа с инвесторами (встречи, участие в переговорах, обсуждение и создание условий, консультирование инвесторов)

Знание законодательных актов и нормативных документов, финансов, налоговой системы, умение выстраивать схемы взаимодействия, тесная связь с инвесторами, в том числе через телекоммуникации

  1. МАРКЕТИНГ — для региона, отрасли, приватизируемого предприятия.
  • Создание бренда объекта инвестиций;
  • Определение маркетинговой идеи объекта (конкретной, реальной, правдивой, простой, привлекательной и отличающейся);
  • Подготовка презентаций, брошюр, сообщений и обращений потенциальным инвесторам с акцентом на возникающие возможности для инвесторов:

                — выход на местный емкий рынок;

         — оптимизация расходов;

         — увеличение прибыли;

         — отсутствие ограничений и наличие новых возможностей;

         — положительный опыт других;

         — уникальные возможности и льготный режим инвестирования и налогообложения;

         — возможность решения существующих проблем инвестора, о которых известно.

  • Создание веб-сайта объекта по определенным правилам;
  • Подготовка и рассылка целевых писем лицам, отвечающим за принятие решения инвестором;
  • Телемаркетинг – звонки по сопровождению письменных обращений, проведение видео-конференций;
  • Регулярная отправка новостей о событиях и мероприятиях;
  • Создание Телеграм-канала для проведения мероприятий и информирования;
  • Консультирование on-line по возникающим у потенциальных инвесторов вопросам;
  1. ТАРГЕТИРОВАНИЕ ИНВЕСТОРОВ — для региона, отрасли, приватизируемого предприятия.

Согласно существующей статистике, результат по привлечению инвестора в проект достигается в течение 2-3 лет исходя из следующих расчетов:

1 год – определение широкого круга инвесторов и рассылка предложений, составление списка потенциальных инвесторов на основании собранной информации и направление инвесторам дополненных предложений, сбор данных инвесторами об объекте, привлечение внимания к объекту, первое посещение объекта;

2 год – переговоры и выделение из списка потенциальных инвесторов заинтересованных инвесторов, продолжение рассылки предложений новым инвесторам, проведение конкурса, заключение сделки с инвестором;

3 год – закрытие сделок и сопровождение деятельности инвестора по проекту.

  1. СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ — для региона, отрасли, приватизируемого предприятия.

Сопровождение процесса инвестирования – существенный элемент Системы, который предполагает:

  • Оперативные ответы организатора процесса на запросы и пожелания инвесторов;
  • Предоставление организатором процесса запрошенной инвестором информации, документов, и консультирование и разъяснения в режиме on-line;
  • Обсуждение с инвестором принимающим решение организатором процесса условий финансирование и достижение компромисса;
  • Посещение объекта инвестирования, открытое обсуждение с инвестором рисков инвестора и путей их минимизации;
  • Организация работы в режиме «единого окна» (“one-stop shop”), разработка «дорожной карты» и содействие организатора процесса инвестору:

— участие в организуемых торгах и тендерах;

— регистрация SPV предприятий;

— открытие счетов в местных банках;

— вопросы логистики;

— размещение в гостиницах;

— получение разрешений на работу;

— транспортные услуги;

— встречи и организация мероприятий;

— консультации юристов, аудиторов и финансистов;

— помощь в местных банках с кредитованием;

— подготовка инвестиционных соглашений;

— контакты с госорганами и ассоциациями;

— согласование налогового режима.

 

  1. ПОСЛЕДУЮЩАЯ ПОДДЕРЖКА СДЕЛАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
    — для региона, отрасли, приватизируемого предприятия.

Поддержка инвестора и сопровождение его деятельности после сделанных им инвестиций является критически важным элементом Системы, так как удовлетворенный инвестор является послом страны инвестирования и надежным источником дополнительных инвестиций в будущем, в том числе в новые объекты для инвестиций в стране пребывания. Поддержка инвестора предполагает помощь инвестору в решении стратегических, операционных и административных задач как краткосрочного, так и долгосрочного характера.

Задача

Краткосрочная

Среднесрочная

Долгосрочная

Стратегическая

Помощь инвестору в его успешной адаптации и вступлении в права собственности, включение в реестр собственников, избрание в органы управления

Принятие новых корпоративных документов, консультации по ведению бизнеса, получению дивидендов, защите интересов

Помощь в развитии объекта инвестиций, развитие инфраструктуры, поиск новых объектов для инвестирования

Операционная

Установление контактов с другими собственниками, управляющими, проведение анализа деятельности, построение команды

Помощь в строительстве и модернизации предприятия, улучшение связей, поиск новых местных партнеров и новых источников сырья, обеспечение энергоресурсами

Исследовательская работа, углубление связей с ассоциациями и союзами, наращивание потенциала,

поиск новых проектов

Административ-ная

Решение организационных и визовых вопросов, контакты с местными органами власти, продление лицензий и разрешений

Продление старых и получение новых лицензий и разрешений, создание новых лидов, участие в гос. программах и тендерах

Соглашения с местными органами власти, налоговыми органами, администрациями СЭЗ, участие в государственных программах, развитие инфраструктуры

Как показывает практика нашей работы, а также участие в различных мероприятиях государственных структур, осуществляющих свою деятельность в целях привлечения иностранных инвестиций в страну и улучшения инвестиционного климата,  а также отвечающих за работу с иностранными инвесторами в масштабах специальной организации, региона страны, отраслевой ассоциации или конкретного предприятия как объекта приватизации, не уделяют внимания необходимости создания и поддержке работоспособности целостной Системы поддержки и поощрения инвестиций. 

Решение иностранного инвестора инвестировать за рубежом всегда является результатом изучения и анализа ряда принимаемых во внимание инвестором факторов, обеспечивающих его бизнесу:

— возможность освоения новых зарубежных рынков сбыта и увеличение продаж;

— получение прибыли, превышающей доходность бизнеса и инвестиций в его стране;

— снижение затрат и оптимизация своих расходов в бизнесе;

— доступ к недорогим природным ресурсам и технологическим активам;

— диверсификация бизнеса и т.д.

Но важно понимать, что для принятия иностранным инвестором решения инвестировать в экономику чужой страны, и в предприятие, которое расположено очень далеко от зоны комфортного и понятного для инвестора управления бизнесом, принимающее инвестиции государство должно также принять все меры по созданию описанной выше Системы поддержки и поощрению инвестиций, направленные не только на информирование и возбуждение интереса со стороны потенциальных инвесторов к инвестиционным проектам и объектам приватизации, но обеспечивающие долгосрочные доверительные и взаимовыгодные отношения между государством с его уполномоченными структурами (IPA – Investments Promotion Agency) и иностранным инвестором, поверившим государству и инвестировавшим свои финансовые активы в развитие экономического потенциала этого государства.

Построение целостной и эффективной Системы поддержки и поощрения инвестиций необходимо самому государству, так как только при успешно действующей Системе такие ее элементы как Стратегия, Организация и Маркетинг обеспечат конкуренцию среди инвесторов при приватизации государственной собственности, а значит максимальную выходу государства от продажи государственных активов частному собственнику.

 

С.И.Веренин, Управляющий партнер

Адвокатская фирма «S.VERENINS LEGAL GROUP»

Сооснователь проекта «INVEST IN UZBEKISTAN»

http://invest-in-uzbekistan.org/en/

         Примечания:

  1. ЮНКТАД (UNCTAD) – «Конференция ООН по торговле и развитию» выступает в качестве основной структуры Секретариата Организации Объединенных Наций по всем вопросам, связанным с прямыми иностранными инвестициями и транснациональными корпорациями. Работа ЮНКТАД осуществляется посредством подготовки обзоров инвестиционной политики государств, отчетов по стране о реализации подготовленных обзоров, межправительственных обсуждений, мероприятий по оказанию технической помощи, семинаров, практикумов и конференций.
  2. Постановлением Президента N ПП-1022 от 24.03.2023 г. «О дополнительных мерах по сокращению участия государства в экономике» с приложениями.