На государственном портале по обсуждению проектов нормативно-правовых документов недавно был размещен проект Постановления президента Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию процесса привлечения прямых иностранных инвестиций» ID-2746 (https://regulation.gov.uz/uz/document/2746).
Целью подготовки и последующего его принятия, как это заявлено в самом проекте, является «совершенствование механизмов привлечения прямых иностранных инвестиций, обеспечения четкой координации деятельности органов государственного и хозяйственного управления в процессе привлечения прямых иностранных инвестиций».
В связи с тем обстоятельством, что это пока всего лишь проект нормативного документа, который готовился, судя по наименованию документа, для принятия президентом страны, хотелось бы порассуждать, отвечает ли он тем целям, которые заявлены в его преамбуле, а именно, поспособствует ли он привлечению прямых иностранных инвестиций в Республику Узбекистан?
Как юриста и адвоката, который имеет некоторый опыт по сопровождению деятельности иностранных компаний в Узбекистане, в том числе являющихся крупными инвесторами в экономику страны, насторожила такая формулировка в проекте постановления, которая не сулит ничего хорошего как иностранным инвесторам, так и узбекским компаниям, заинтересованным в привлечении иностранных инвестиций: «установить, что ведущим звеном в рассмотрении, обсуждении и принятии решений по привлечению прямых иностранных инвестиций является Министерство инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан, на которое возлагается ответственность за координацию деятельности всех хозяйствующих субъектов, независимо от ведомственной подчиненности, в решении указанных задач».
Именно так!
Министерство инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан в соответствии с проектом нового документа теперь не просто «отвечает за
- координацию работы по привлечению иностранных инвестиций, осуществление эффективного взаимодействия с международными экономическими и финансовыми институтами, иностранными правительственными финансовыми организациями в двустороннем и многостороннем формате;
- координацию деятельности государственных органов и организаций, постоянных представителей Республики Узбекистан в международных и зарубежных финансовых и экономических институтах, а также совместно с Министерством иностранных дел работников, занимающихся вопросами внешнеэкономической деятельности в заграничных учреждениях Республики Узбекистан;
- участие в подготовке, согласовании и подписании международных договоров Республики Узбекистан по вопросам инвестиционного сотрудничества;
- обеспечение постоянной обратной связи с инвесторами, содействие регионам и отечественным компаниям в привлечении инвестиций, организацию разработки инвестиционных предложений»,
- как это определяет принятый ранее Указ президента № УП-5643 от 28.01.2019 «О мерах по совершенствованию системы управления в сферах инвестиций и внешней торговли»,
оно, Министерство, в недрах которого скорее всего и готовился проект Постановления, теперь, по замыслу авторов проекта документа, должно являться «ведущим звеном» в «рассмотрении, обсуждении и принятии решений по привлечению прямых иностранных инвестиций»!
Не сами предприятия и хозяйствующие субъекты, нуждающиеся в инвестициях и заинтересованные в них для своего развития и своей интеграции в мировой рынок, будут принимать решение по привлечению в свой капитал иностранных инвестиций, а государственный орган! Причем, как следует из проекта документа, полномочия министерства действуют в отношении «всех хозяйствующих субъектов, независимо от ведомственной подчиненности».
Подтверждением того, что сомнительный с позиции поддержки государством рыночных реформ посыл о постановке под министерский контроль всех проектов по привлечению иностранных инвестиций в страну не является ошибкой, допущенной при редактировании проекта нормативного документа, является следующий абзац того же нормативного акта: «хозяйствующим субъектам, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, при инициировании и рассмотрении инвестиционных проектов с привлечением прямых иностранных инвестиций строго придерживаться Положения и Схемы», которые являются приложениями к проекту постановления.
Сами Положение и Схема как приложения к проекту Постановления президента заслуживают отдельного рассуждения, но о них чуть позже.
Проект Постановления президента далее содержит следующий пункт: «возложить на Министерство инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан функции по формированию единой базы инвестиционных предложений для привлечения иностранных инвестиций, поиску потенциальных иностранных инвесторов, доведению до них необходимой информации по предлагаемым к реализации проектам, а также оказанию содействия хозяйствующим субъектам в оформлении достигнутых договоренностей с иностранными инвесторами».
То есть проект постановления не возлагает на Министерство инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан функцию по формированию «государственной», «специальной» просто «информационной» базы инвестиционных предложений, проект постановления говорит о ЕДИНОЙ базе инвестиционных предложений.
То, что база действительно должна быть единой, то есть по замыслу авторов проекта – единственной в Узбекистане, следует из Положения о порядке привлечения прямых иностранных инвестиций, которое гласит: «действие настоящего Положения распространяется на инвестиционные проекты, предлагаемые к финансированию за счет прямых иностранных инвестиций». Таким образом, Положение должно распространяться не на инвестиционные проекты, в которых объектами инвестиций выступают государственные предприятия или предприятия с государственной долей, не на предприятия стратегических отраслей экономики, а на ВСЕ инвестиционные проекты. Задумало частное предприятие создать совместную компанию со своим давним иностранным партнером по бизнесу, наняло ли оно иностранного инвестиционного консультанта по поиску иностранного партнера на долю в бизнесе, решило ли разместить часть акций через иностранный банк-андеррайтер или на иностранном внебиржевом рынке или даже на биржевом рынке, пожалуйте в Единую базу с соблюдением всех министерских требований!
Было бы ошибкой считать, что это не так, потому что проект постановления содержит определение понятия «инициаторы проектов», которое гласит: «инициаторы проектов – министерства, ведомства, органы государственного и хозяйственного управления – по проектам, предлагаемым к реализации хозяйствующими субъектами, входящими в их состав, а также хозяйствующие субъекты совместно с органами государственной власти на местах – по проектам, предлагаемым к реализации хозяйствующими субъектами, не входящими в состав министерств, ведомств, органов государственного и хозяйственного управления».
При этом, Положение на инициаторов проектов возлагает следующие функции:
«инициаторы проектов осуществляют:
- своевременную и качественную подготовку инвестиционных предложений, паспортов проектов и презентаций по инициируемым инвестиционным проектам, предложения и проекты, а также прилагаемые к ним материалы…
- поиск и привлечение к сотрудничеству потенциальных иностранных инвесторов, организацию и проведение переговоров с ними по обсуждению условий реализации проекта;
- выбор эффективных и наиболее приемлемых схем реализации проектов и предложений иностранных инвесторов;
- оформление, подписание и выполнение достигнутых договоренностей с иностранными инвесторами;
- эффективную и своевременную реализацию проектов и достижение проектных параметров, целевое использование привлекаемых прямых иностранных инвестиций».
Чтобы у инициаторов инвестиционных проектов не возник назойливый вопрос, а зачем тогда единая база министерства для привлечения иностранных инвестиций, авторы проекта нормативного документа определяют, что на Министерство инвестиций и внешней торговли помимо прочих общих обязанностей по продвижению и координации возлагается «мониторинг разработки и согласования в установленном порядке соответствующей документации, осуществления поставки оборудования и материалов и выполнения работ и услуг, а также открытия финансирования и своевременного выполнения иностранными инвесторами принятых обязательств».
А чтобы было понятно, что без такого мониторинга и непосредственного участия государственного органа инициатор проекта, будь он хоть и частным предприятием, и думать не смеет о каких-либо самостоятельных решениях или попытках привлечения иностранных инвестиций, Положение в п.12 утверждает: «Разработка предпроектной документации обеспечивается инициатором проекта в строгом соответствии с утвержденным сетевым графиком. Экспертиза и утверждение предпроектной документации осуществляются в порядке, установленном законодательством».
И далее по тексту: «13. Министерство инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан осуществляют координацию дальнейшей при реализации инвестиционного проекта в соответствии с утвержденными сетевыми графиками.
- При этом в случае обращения потенциальных иностранных инвесторов непосредственно к инициаторам, в Кабинет Министров Республики Узбекистан, другие министерства и ведомства, поступившие обращения в двухдневный срок направляются в Министерство инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан для обобщения и анализа».
Очень показательным является понимание авторами проекта постановления роли Министерства инвестиций и внешней торговли как специальной государственной структуры, ответственной за формирование инвестиционного климата в стране и оказания содействия иностранным инвесторам и отечественным предприятиям в привлечении иностранных инвестиций.
Целая глава постановления посвящена «мониторингу за ходом реализации инвестиционных проектов с привлечением иностранных инвестиций».
Какие же вопросы должны решаться сторонами, по мнению авторов нормативного документа, в ходе реализации инвестиционного проекта с участием иностранного инвестора?
Хотелось бы как лучше, но все как всегда!
«Инициаторы проектов на ежемесячной основе представляют в Министерство инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан информацию о ходе реализации инвестиционных проектов в соответствии с утвержденными сетевыми графиками, с указанием подробных сведений о текущем состоянии, имеющихся вопросах и проблемах, препятствующих своевременной реализации инвестиционного проекта».
«В инвестиционном периоде Министерство инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан согласно утвержденным сетевым графикам осуществляет мониторинг за ходом реализации инвестиционных предложений, включенных в базу данных, в том числе за:
- своевременной разработкой, прохождением экспертизы в уполномоченных органах и утверждением в установленном порядке предпроектной документации;
- оформлением и реализацией достигнутых договоренностей с иностранными инвесторами;
- открытием финансирования и своевременным выполнением инвесторами принятых обязательств, освоением иностранных инвестиций».
Несмотря на достаточную ясность изложения в документе роли министерства по мониторингу за реализацией инвестиционных проектов, все-таки остается загадкой, как министерство будет осуществлять мониторинг, а значит контроль за «своевременным выполнением инвесторами принятых обязательств»?
Боюсь предположить, что предполагаемый авторами нормативного документа механизм и порядок такого мониторинга, а значит коммуникаций с иностранными инвесторами, которые всегда требуют деликатного подхода, так как иностранными инвесторами очень болезненно воспринимается любое вмешательство в деятельность их предприятий, не послужит развитию инвестиционного проекта и решению даже технических проблем, которые всегда возникают при реализации любого инвестиционного проекта.
Отдельного критического анализа заслуживают Типовая форма инвестиционного предложения и Паспорт инвестиционного предложения, являющиеся приложениями к проекту Постановления президента, которые, как следует из проекта, должны проходить государственную экспертизу и утверждение в государственных органах. Мало того, что эти документы содержат ту же информацию, которую включает в себя любой бизнес-план, так они еще не несут в себе никакой полезной информации для потенциального иностранного инвестора, любой из которых, имея серьезные намерения инвестировать в предприятие в иной для инвестора юрисдикции, будет проводить детальное изучение объекта инвестиций, финансовый и юридический аудит предприятия, а также изменение существующей структуры корпоративного управления предприятием, которая должна будет учитывать гарантии по участию иностранного инвестора в управлении предприятием, а также в его доходах.
К сожалению, мы опять в определении роли государства в проведении рыночных реформ и формировании привлекательного для иностранных инвестиций климата, вместо использования опыта стран, добившихся быстрого прогресса, вновь «изобретаем велосипед», который с учетом внедренных нами конструкционных особенностей, опять никуда не поедет.
С.И.Веренин, Управляющий партнер
Адвокатская фирма «S.VERENIN’S LEGAL GROUP»
+998 78 150-150-6
info@sverenins.uz
Свяжитесь с нами