О налоговом кодексе

Министерство финансов совместно с Государственным налоговым комитетом при содействии Международного валютного фонда, Всемирного банка, международных и национальных экспертов подготовило проект Налогового кодекса в новой редакции.

Сохранена действующая структура Налогового кодекса, предусматривающая разделение на общую часть (вопросы налогового администрирования) и особенную часть (основные правила исчисления и уплаты налогов).

Основные концептуальные изменения в проекте нового кодекса:

  1. Отмена специальных налоговых режимов. В частности, для:
  • рынков — с переводом их на уплату общеустановленных налогов;
  • лиц, осуществляющих гастрольно-концертную деятельность, — с введением для них уплаты налога на доходы физических лиц. При этом предусматривается снижение размера государственной пошлины, взимаемой за право осуществления данной деятельности;
  • адвокатских бюро и фирм — с переводом их на уплату общеустановленных налогов, сохранив статус некоммерческой организации только за коллегией адвокатов;
  • сельскохозяйственных товаропроизводителей — с переводом их на уплату общеустановленных налогов или налога с оборота. При этом для данной категории налогоплательщиков устанавливаются «нулевая» ставки по налогу на прибыль и предусматривается освобождение от налога на имущество;
  • для индивидуальных предпринимателей сохраняется порядок уплаты налога с дохода физических лиц в фиксированной сумме. При этом им предоставляется право выбора уплаты налога на основе декларации, что позволит более справедливо распределить налоговую нагрузку и применять льготы, предоставленные по данному виду налога.

Из Налогового кодекса исключаются такие разделы, как государственная пошлина, сборы за право продажи отдельных видов товаров (алкогольная продукция). Их предлагается предусмотреть в отдельном законе «О государственной пошлине» (новая редакция).

  1. II. Дополнения в Общую часть предусматривают:
  • детализацию прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов;
  • новый порядок проведения налогового контроля, врамках которого налоговым органам предоставляется право на основе риск-анализа (без вмешательства инспектора) назначать камеральные, выездные проверки и налоговый аудит без согласования с уполномоченным органом;
  • детализацию порядка проведения налогового аудита, урегулирования налоговых споров в досудебном порядке, а также установление дифференцированных мер ответственности в зависимости от вида налогового правонарушения;
  • усиление ответственности налоговых органов за осуществление своевременного возврата суммы излишне уплаченного налога, с выплатой пени за несвоевременный возврат налога;
  • внедрение новых инструментов обеспечения уплаты налогов, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов на платной основе без участия коллегиальных органов (комиссий);
  • установление норм по противодействию уклонению от налогообложения, включая правила по «переквалификации сделок», отмену «лжесделок», непредставление вычетов по мошенническим сделкам;

III. Дополнения в Особенную часть предусматривают совершенствование механизма исчисления и порядка уплаты налогов, а также конкретизацию и упорядочение всех элементов налогообложения.

В новой редакции Налогового кодекса предусматривается 9 видов налогов, а для небольших компаний (с оборотом до 1 млрд сумов) сохраняется специальный налоговый режим в виде налога с оборота.

Основные изменения по исчислению и уплате налогов

По налогу на добавленную стоимость:

  • предоставляется право на возврат «отрицательного» сальдо по НДС всем налогоплательщикам после проведения камеральной проверки. Предусматривается и упрощенный порядок его возврата для крупнейших налогоплательщиков. В настоящее время «отрицательное» сальдо по НДС возвращается только экспортерам;
  • вводится единовременный зачет НДС при приобретении (возведении) объектов основных средств, включая объекты недвижимости.Сейчас зачет осуществляется равными долями в течение последовательных 12 месяцев, а по объектам недвижимости — в течении 36 месяцев;
  • предлагается осуществлять возврат НДС по упрощенной схеме посольствам и международным организациям, имеющим право на освобождение, взамен действующего порядка реализации им товаров (услуг)со стороны хозяйствующих субъектов без НДС;
  • вводится налогообложение электронных услуг, оказываемых нерезидентами;
  • вводится НДС на услуги по сдаче государственного имущества в аренду, что позволит создать конкуренцию с частным сектором;
  • предусматриваются меры, направленные на предотвращение мошеннических действий со стороны налогоплательщиков, в том числе в случаях безвозмездной передачи, приобретения товарно-материальных ценностей для нужд руководителей (учредителей) или членов их семей и других;
  • предусматриваются сроки представления расчетов и уплаты. Так, для небольших хозяйствующих субъектов (оборот менее 1 млрд сумов в квартал) срок представления расчета установлен ежеквартально взамен ежемесячного его представления;

По налогу на прибыль:

  • предлагается отказаться от каскадного налогообложения дивидендов путем внедрения механизма зачета по ранее обложенным суммам такого дохода;
  • вводится порядок налогообложения процентов у их получателей, а не у источника выплаты;
  • индивидуальным предпринимателям предоставляется право выбора упрощенного порядка определения налоговой базы в размере 25% от выручки;
  • вводятся единовременные амортизационные вычеты при приобретении технологического оборудования или объектов недвижимости с отменой льготы в части уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму средств, направляемых на их приобретение;
  • отменяются справки по авансовым платежам.Они будут рассчитываться по итогам предыдущего квартала только крупными налогоплательщиками.

По налогу на имущество и земельному налогу:

  • предлагается введение пониженных ставок налога по отдельным объектам (земельным участком) с отменой предоставленных льгот для повышения качества учета данных объектов;
  • исключается из объекта налогообложения налогом на имущество оборудование, не введенное в действие в установленный срок;
  • вводится порядок исчисления земельного налога исходя из нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий для юридических лиц, имеющих земельные участки сельхозназначения неявляющиеся плательщиками единого земельного налога.

По налогу за пользование водными ресурсами:

  • предусматривается порядок применения повышенных ставок налога (в пятикратном размере)при использовании воды:
  • сверх установленных лимитов водопользования —в части такого превышения;
  • без разрешительных документов;
  • предприятиями, осуществляющими мойку автотранспортных средств,— из поверхностных источников.

По другим видам налогов внесены уточнения в категории плательщиков, объект налогообложения и порядок определения налогооблагаемой базы.

 

Источник: Газета.uz