Moody’s улучшило кредитный рейтинг Узбекистана. Причины и возможные риски

Как пишет gazeta.uz, Агентство Moody’s улучшило кредитный рейтинг Узбекистана за «приверженность комплексной программе реформ». Организация ожидает, что правительство продолжит более сложные реформы, хотя темпы могут быть умеренными «для управления социальными и политическими рисками».

Международное рейтинговое агентство Moody’s объявило о повышении суверенного кредитного рейтинга Узбекистана с «B1» до «Ba3» (аналог «ВВ-» от S&P и Fitch), а также изменило прогноз с «позитивного» на «стабильный».

По данным агентства, повышение рейтинга отражает «продемонстрированную Узбекистаном в последние годы приверженность комплексной программе реформ», которая сохранялась в течение двух значительных последовательных кризисов и которая, как ожидает Moody’s, продолжится.

Несмотря на пандемию коронавируса и военный конфликт между Россией и Украиной, реальный рост ВВП, фискальные и внешние показатели остаются высокими, что отражает устойчивость экономики и повышение эффективности политики в последние годы. Поскольку фискальные и монетарные инструменты продолжают развиваться, агентство ожидает дальнейших улучшений институтов и системы управления.

Стабильный прогноз отражает риски роста уровня долга сверх текущих ожиданий и геополитические риски для роста экономики. Однако фискальные риски смягчаются относительно низким и приемлемым уровнем долговой нагрузки правительства, а также наличием значительных активов в Фонде реконструкции и развития Узбекистана (ФРРУ).

Moody’s также отмечает значительное влияние правительства на экономику и слабую предсказуемость политики, что частично уравновешивается умеренным риском внешней уязвимости, который отражает устойчивый, хотя и снижающийся, дефицит счёта текущих операций и умеренный объём внешнего долга (в основном на льготных условиях).

Аналитики ожидают, что правительство продолжит более сложные реформы, хотя темпы могут быть умеренными «для управления социальными и политическими рисками».

В частности, ожидается дополнительный прогресс в реформах, которые в настоящее время реализуются (повестка дня на 2022−2026 годы), включая IPO крупных государственных предприятий и приватизацию банков, что приведёт к дальнейшему повышению производительности и конкурентоспособности. Они продолжатся приватизацией более мелких государственных предприятий и разделением государственных газовых и электрических компаний.

Монетарная реформа включают в себя выпуск государственных ценных бумаг, номинированных в сумах, для развития внутренних рынков капитала Узбекистана. Правительство впервые выпустило пяти- и десятилетние казначейские облигации, а также двухлетние облигации, привязанные к инфляции, на рынке впервые в 2022 году. С февраля 2022 года иностранным и местным инвесторам разрешено покупать государственные ценные бумаги на первичных аукционах. Кроме того, правительство планирует активизировать операции на открытом рынке для поддержки межбанковского РЕПО и рынка государственных ценных бумаг.

Что касается налогово-бюджетной политики, правительство установило фискальные барьеры, такие как потолок долга в размере 60% от ВВП, годовые лимиты заимствований и т. д.

Агентство Moody’s ожидает, что долговая нагрузка Узбекистана стабилизируется на уровне ниже 45% ВВП в течение следующих 3 лет. Хотя Moody’s ожидает, что увеличение социальных расходов (более чем на 25% в год в 2021 и 2022 годах) и отложенные энергетические реформы приведут к задержке бюджетной консолидации (оптимизация доходов или расходов для уменьшения госдолга и бюджетного дефицита для обеспечения фискальной устойчивости), увеличение дефицита бюджета (до 4%) компенсируется улучшением сбора налогов благодаря налоговым реформам, о чём свидетельствует рост поступлений по НДС и подоходному налогу.

Между тем, запланированные на 2022 год выпуски долговых обязательств были отложены из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры, поскольку вместо этого правительство использовало активы, наряду с продолжающимся финансированием из международных финансовых учреждения. Тем не менее активы ФРРУ оказались на уровне 16,5 млрд долларов, при этом более 50% ликвидных активов, которые могут покрыть около 28% общего государственного долга в 2022 году.

Несмотря на продолжающийся военный конфликт между Россией и Украиной объём экспорта и денежных переводов пока превзошли ожидания агентства: экспорт в январе-ноябре увеличился на 12%, а денежные переводы из России — почти утроились. Опасения по поводу массового возвращения трудовых мигрантов из РФ не оправдались.

Однако по мере того, как конфликт перерастает в затяжную войну, а санкции в отношении российской экономики ужесточаются, Moody’s сохраняет основные риски. В их числе — непредсказуемость денежных потоков, давление на рынке труда и ценовое давление на рынке жилья Узбекистана из-за потока российских эмигрантов, а также риск получения вторичных санкций.

Инфляция увеличилась и остаётся высокой, повышая социальные риски. Тем не менее конфликт между Украиной и Россией также открывает возможности для узбекских компаний в сфере логистики, торговли и транспорта, а также туризма, поскольку западные компании уходят с российского рынка, а россияне едут в Узбекистан.

Moody’s ожидает, что рост ВВП снизится до 5% в 2023 году из-за замедления денежных переводов и инфляции, сказавшихся на внутреннем частном потреблении, но восстановится в следующем году по мере ускорения поддерживаемых государством строительных и государственных инвестиционных проектов.